Митлянский Даниэль
Скульптор Даниэль Юдович Митлянский (1924-2006), заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, автор известных московских памятников.
Даниэль Митлянский родился в Москве, воевал, дошел к весне 1945-го до Будапешта и к теме военных потерь затем обращался в своем творчестве многократно. Самая известная и, пожалуй, самая лучшая его работа такого рода—это скульптурная группа у 110-й школы у Никитских ворот, которую Даниэль Митлянский окончил в 1941 году, памятник одноклассникам, погибшим на фронте.
После войны он закончил Суриковский институт. Поначалу в своей эстетике осторожно придерживался натурализма, но затем все больше давал волю отвлеченной, аллегорической образности. В этом смысле самая показательная его работа—скульптурные композиции с персонажами басен Крылова, окружающие памятник баснописцу на Патриарших прудах (1976).
В последние годы скульптор работал над проектами памятников Михаилу Булгакову и Борису Пастернаку, а также—совместно с Александром Семыниным — над большой группой «Рождение русской армии». Последнее, скорее, удивительно. За пышными официальными заказами Даниэль Митлянский, типичный шестидесятник по духу, никогда не гнался, и по натуре своей будучи скромным и интеллигентнейшим человеком, и по общественным взглядам солидаризируясь, скорее, уж с правозащитниками. Немало времени он работал в тесном контакте с Музеем Сахарова, что можно было считать предопределенным еще в 1989 году. Именно Даниэль Митлянский по просьбе Елены Боннэр сделал посмертную маску Андрея Сахарова.
В сквере у музея стоят два монумента работы Митлянского, памятник Свободе (совместно с Андреем Асерьянцем). где скульптура дополняет бетонный блок из Берлинской стены, и аллегорическая композиция «Пронзенный Пегас» — памятник российской интеллигенции (в соавторстве с Галиной Шилиной). В одном из последних интервью, отвечая на вопрос об увлечениях, он ответил: «Выращиваю цветы на небольшом садовом участке».
Петербурге в витрине магазина на Невском проспекте выставлено семь памятников Иосифу Бродскому — для народного обсуждения. Эти работы прошли в третий тур Международного открытого конкурса на лучший проект тамятника поэту и убедительно доказывают, что памятника не надо.