Арапова Юлия
Капитанова (Арапова) Юлия Григорьевна (Юлиан Кольцов) (1889-1974) — Советская художница. училась во Вхутомасе у П.Кончаловского, Осьмеркина. П. Филонова.
«Ненависть. Вырву глаз», «Страшно ночью», «Помогите!», «Горек хлеб детей моих и Аз умираю»… Фантасмагории и предчувствия худоницы Юлии Араповой, ученицы Павла Филонова. Выставка ее работ развернута в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Биография Араповой — еще одна иллюстрация к трагедии российской культуры XX века. Картина «Построение советской власти» 1924 года была обречена прятаться за шкафом. Безвестность, вечный страх и полное одиночество, посмертный успех и признание на Западе и, наконец, первая выставка в России.
Символично, что выставка Араповой приурочена к фестивалю авангардной музыки «Российско-голландские музыкальные ассамблеи». Десятилетиями репертуарная афиша зарубежной музыки стойко держалась у нас на отметке «Брамс». Звезды отечественного музыкального авангарда 20-х годов, чьи произведения прозвучали на «Ассамблеях», Рославец и Попов были
дальше от любопытствующих меломанов, чем планета Альфа Центавра.
Похоже, что для российской культуры наступило время отдачи долгов всему искусству XX века. Осознав это, Московская консерватория создала оркестр из своих выпускников, а ныне аспирантов под названием «Студия новой музыки». Музыкальная Alma Mater впервые с такой решимостью устремилась к новым берегам под флагом авангарда. В качестве лоцманов для первого «выхода в большое плавание» молодой оркестр выбрал голландцев, у которых нашей великой державе, как и в петровские времена, есть чему поучиться.
Голландия сегодня — своеобразный «музыкальный Маастрихт», главный перекресток объединенной Европы. То, что здесь в лучшем случае воспринимается как изюминка или эпатаж, а в худшем как «сумбур вместо музыки», там уже давно милая уютная повседневность. В Амстердаме и Утрехте, в Роттердаме и Гааге все музыкальные «флаги» давно не в гостях, а дома, и общество современной музыки «Гаудеамус» пользуется постоянной поддержкой министерства культуры Нидерландов.
У нас же от современной музыки рядовые исполнители все еще шарахаются. Играют натужно, как бы пугаясь собственной смелости. И вдруг во время концерта «Студии новой музыки» стало ясно, что все изменилось.
Откуда эти свобода и естественность? Для вновь рожденного оркестра говорить языком молодого Прокофьева или Эдисона Денисова не «прорыв в неведомое», а, наоборот, обретение собственного лица. Секрет отрадно прост: играют те, кто в эпоху «перестройки» был подростком. А это значит: не успели набраться страха, но и чувствительности — они суше, рациональнее, собраннее. Жизнь сама все больше напоминает музыку авангарда — бесконечная медитация, поиск смысла и точки опоры.
Потому и дирижер нового оркестра Игорь Дронов на вопрос: «Почему же именно сегодня?» — помявшись, ответил: «Созрело. Это невозможно передать словами. Это надо чувствовать».
Дина КИРНАРСКАя