Панин Юрий
Панин Юрий Александрович (1943) — советский российский скульптор.
Мастерская подмосковного скульптора Юрия Панина в… котельной. Приземистое, неприметное с виду здание таит в себе удивительный мир— мир добра и любви, красоты и гармонии.
Как символ жизни — объемная живопись «Россия. Любовь моя, боль моя». Распятый Христос на фоне вышек, штыков, колючей проволоки… «Мадонна» — витраж, пока еще в мягком материале, — простертые крылья ангела-хранителя. «Геноцид» — мать, закрывающая своим телом ребенка, пытается уберечь его от безумных взрывов. «Чернобыль» — мощные черные «камни» с красными, как кровь, опалами. Серии скульптурных портретов — юный Петр в начале великих преобразований, Марина Цветаева, Блок, Достоевский. Лицо писателя застыло в горестном раздумье, руки опущены, на столе возле рукописи догорает свеча. Создавая образ Достоевского, скульптор жил в той самой дворницкой, куда Раскольников спускался за «роковым» топором. До сих пор Юрий вспоминает этот подвал, где сгнившие полы ходили ходуном и разбегались крысы при его появлении.
А еще в мастерской много рабочих моделей, которые при реализации могли бы стать монументальными скульптурами. Украшать городские парки, площади или — почему бы и нет— наши убогие, обезличенные дворы. Но все не востребовано. Заказов не поступает. И покидают свой приют модели только на время выставок, чтобы после всех зональных, республиканских, а до недавнего времени и всесоюзных вернуться в котельную, где нет дневного света, где с потолка постоянно течет вода и где так трудно дышится от тяжелого, влажного воздуха.
— Юрий, вы, пожалуй, единственный скульптор в Дедовске, да и, кажется, во всем районе, в этом есть, видимо, определенные преимущества: больше внимания должны бы уделять вам власти…
— Я живу сам по себе, не встречая не то что заинтересованности или сочувствия, но даже элементарного понимания. Почему так происходит? Все поставлено с ног на голову. Для того чтобы выжить, художнику все время приходится приспосабливаться. А это удается не каждому.
Вот маленький пример. Меня всегда потрясала система отбора произведений на выставки. «Непохожесть», «самобытность», «не так, как у других» — высшая оценка творчеству. Но у отборочной комиссии — все наоборот. Безоговорочным успехом пользуется только привычное, уже сотни раз виденное-перевиденное.
— И до сих пор ничего не изменилось?
— А что может измениться, если люди те же самые Правда, лексика изменилась сообразно времени. И заказы. Скульпторам перестали заказывать бюсты вождей. Кстати, за них всегда очень хорошо платили. И все же материальная сторона не имеет для меня большого значения. Я слишком выстрадал эту жизнь, даже чуть не потерял ее однажды. Мне тогда было тридцать три года. Выполняя работу, забрался на самую верхотуру, а леса подо мной рухнули. Оказались сломанными не только ребра и руки, но и позвоночник. Ситуация сложилась трагическая. После таких травм на всю жизнь остаешься прикованным к постели. Врачи так и определили мое дальнейшее существование. Но я каким-то чудом встал на ноги и смог работать. Труд скульптора физически тяжел. В то время меня преследовала постоянная боль.’ Врачи хотели дать группу инвалидности, но я плюнул на все и перестал обращаться к ним. Занялся спортом, встал на лыжи. И лепил, лепил..
— В последнее время живописцы столкнулись с проблемой Безумных цен на холст, краски и т.д… Можно представить, с чем приходится сталкиваться скульптору…
— Лепить можно и из глины. Хотя, конечно же, каждая работа требует определенного материала. Камень, мрамор, бронзу невозможно заменить пластилином. Положение действительно катастрофическое. Оно связано с колоссальными затратами, которые не под силу одному человеку. Путь скульптуры от мастерской до установки готового произведения на площади очень сложный. В этом процессе задействованы многие люди: мастера, литейщики, отцы города, которые выделяют место. А главное— заказчик. В этом смысле живописцам несколько проще, так же, как писателям или актерам. Можно работать «в стол», дожидаясь лучших времен, когда ситуация нормализуется и твоя работа найдет своего читателя, зрителя. Хотя, конечно, творческий человек не может работать только для себя. И я понимаю тех мастеров, которые, намыкавшись дома, вынуждены уезжать на Запад, чтобы осуществить свои творческие планы.
Мне хотелось бы осуществить свою мечту здесь: создать собственную галерею. Иметь выставочный зал с детской художественной студией, творческими мастерскими. Выделенный участок находится на окраине Дедовска возле Волоколамского шоссе. Место роскошное. Рядом— сосновый бор. Здесь же проходит маршрут Золотого Кольца. Стало быть, в посетителях недостатка не будет. Хочу для строительства привлечь художников, скульпторов, прикладников. По задумке, на первом этаже разместится экспозиция скульптуры, керамики, стекла, произведений из дерева, металла. На втором — будет устроен выставочный зал современного изобразительного искусства. Но пока это только мечты. Мне всегда хотелось сделать наш город красивым. Неоднократно обращался с предложениями к администрации района, к руководителям предприятий. У нас достаточно крупных заводов, которые могли бы взять на себя расходы. Но, видимо, жизненная позиция руководства далека от искусства. Все заняты собственными делами, и, как всегда, культура остается на последнем месте. Хотя и повторяются слова, что красота спасет мир. Вот и приходится работать, так сказать, на «светлое будущее».
Создавать только модели, эскизы. Надеяться, что ситуация когда-нибудь изменится и скульпторы выйдут из подвалов на площади…
Беседу вела Светлана Тонина.