Портяной Владимир

portjanoj2О Владимире Портяном пишут как о художнике, «раскрывшем славянское мироощущение средствами современной европейской живописи». Его картины приобретаются частными собраниями и галереями Европы и США. Парадоксально, что художник, у которого тема России занимает, пожалуй, ведущее место в творчестве, мало известен широкому кругу отечественных почитателей живописи. Возможно, причина в том. что работы Портяного как-то выбиваются из основных направлений современного искусства: их нельзя отнести ни к реалистическим, ни к авангардным. Кроме того, Владимир не любит заниматься саморекламой. «Мне не нравится та пустопорожняя трескотня, которая нередко сопровождает художника. Создание картины для меня не цель, а средство самопознания, путь к самосовершенствованию, постижению гармонии мироздания».

Владимир Портяной родился в Баку в 1946 году, куда его родители вынуждены были переехать после войны в поисках работы и хлеба насущного. Детство провел на родине матери — в тихом провинциальном городке Калаче, некогда станице донского казачества. Там он закончил школу и, проявив интерес к живописи, занялся самообразованием. В конце 60-х Владимир приезжает в Москву и поступает в художественное училище имени 1905 года.

Так как после окончания училища возможности выставляться почти не было, он занялся изготовлением витражей, что и являлось главным источником его существования.

portjanoj1

Вечерняя служба.

70—80-е годы стали временем возрождения интереса к искусству прошлого, художники-«семидесятники» черпали свое вдохновение в итальянском ренессансе и фламандской живописи XV—XVI вв. Они стремились подражать даже технике письма старых мастеров. Но гладкое лессировочное письмо не привлекло Портяного, гораздо ближе ему оказалась манера импрессионистов. Когда Владимир обратился к истории, его привлекли романтика и героика начала XIX века. У художника появился целый цикл картин, посвященных декабристам, и прежде всего М. Лунину —к образу его он неоднократно обращался впоследствии.

Творчество Портяного философично. Художник размышляет не только о судьбах России, но и вечных проблемах бытия: о добре и зле, грехе и расплате, возмездии и жертвенности. В своих работах он использует общеизвестную символику и аллегории, а также вводит символы, созданные собственной фантазией: символ России— слепой гармонист, символ русской деревни — пестрый петух, появляющийся среди ярких цветов и красавиц, расправляющий крылья и кричащий во всю силу, а рядом с ним — колесо, неизменный атрибут российской деревни и одновременно древнейший символ вечности…

portjanoj5Крик.

Полотна Портяного ярки по колориту и очень близки к народному творчеству. «Декоративность, которой я придерживаюсь,— говорит Владимир,— имеет глубокие корни в народном искусстве, но моя декоративность обращена в себя и нацелена на создание своего мира, новых форм красоты. Я стремлюсь к «таинству брака» между формой и содержанием, плоскостью и пространством, нахожу символы, способные катализировать энергию из предметов».

Портяной работает в разных жанрах: это и сюжетные картины, и натюрморты, пейзажи, портреты и графика, в основном «гуаши» — небольшие по размерам, лаконичные по исполнению, они являются своеобразными страницами «эмоционального дневника», на которых легко читается любовь художника к родным местам.portjanoj3Новый ангел.

Часто Владимир пишет один и тот же мотив, возвращаясь к нему не один раз и пытаясь с разных сторон раскрыть, высветить взволновавшую его тему. Например, случайно увиденная у пригородной электрички сцена — женщины, торгующие цветами,— привела к созданию цикла картин: «Вечер», «Воспоминания», «После дождя», «Женщины с цветами», «Солнечный день».

Особенно увлеченно художник работает над полотнами, связанными с библейскими и евангельскими сюжетами. Древнерусская икона давно интересовала Владимира удивительным сплавом формы и содержания, звучностью колорита, плоскостным решением пространства и декоративностью. Ведь именно в России отношение к божественным первоисточникам окрасилось особым трепетом и именно русским живописцам удалось ввести персонажей христианской истории в деревенскую избу.

Так появился цикл картин: «Богородица», «Михаил Архангел», «Распятие», «Всадник», «Георгий Победоносец».

portjanoj7Пасха.

_устюгКоляПророк.

Всегда интересна встреча с художником, увлеченным своим делом, особенно если это понастоящему творческая, ищущая личность.

Сегодня Портяной полон творческих сил, азарта и стремления менять окружающий мир по-своему. «Какая бы тема ни занимала воображение живописца.— говорит о нем писатель Игорь Дудинский,— диапазон его поисков необычайно широк. В сущности, его единственной, пламенной и неотступной страстью остаётся идея реставрации космоса — как божественного, горнего, так и человеческого, земного. Каждый его холст, каждый цикл— это еще одна попытка художника заполнить зияющую брешь бездуховности, отвоевать очередной плацдарм в поистине апокалипсической битве за новый, преображенный мир».

АЛЛА ТРИСТАН.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары