Малеина Евгения
Малеина Евгения Алексеевна (1903-1984) — русский советский художник.
Мир этот ярок и многообразен. Здесь и природа, и люди, и плоды, и фрукты, и. наконец, хлеб—как итог человеческих усилий, символ жизненного благополучия.
Труд в представлении художницы является главным призванием человека, залогом его физического и духовного здоровья
Она и сама любит работу, и не только связанную с холстами и красками. Любую. Даже повседневную работу по дому.
Всё-таки муж, два сына, а теперь ещё и внуки.
— Многие считают, что домашние хлопоты отвлекают от творчества,— говорит Евгения Алексеевна.— Никогда с этим не соглашусь. Человек непременно должен кого-то любить, о ком-то заботиться. Это помогает и работать и жить.
Евгении Малеиной дан от природы счастливый дар делать предметом искусства все, что ее окружает.
Натюрморты ее, как правило, просты— черный хлеб и чеснок, чищеная картошка в прозрачной воде, киргизские румяные лепешки в красном платке, чайник на плите; но в каждом из них, кроме мастерства, точного ощущения цвета и правды натуры, невозможно не почувствовать радости. Радости, с которой художница переносит на холст все эти дорогие ее сердцу приметы бытия.
Евгения Малеина родилась под синим ташкентским небом, среди ярких даров щедрой среднеазиатской земли. Не отсюда ли ее любовь к живописности, к цвету, которой помогли развиться такие известные мастера живописи, как Кончаловский, Лентулов. Фальк. Машков, Древин, руководившие занятиями в мастерских Вхутеина. где Малеина и ее будущий муж Семен Чуйков создавали свои первые полотна. Надо сказать, что любовь к среднеазиатской природе Малеина сохранила на всю жизнь. И хотя у Евгении Алексеевны есть работы, посвященные неброской красоте Подмосковья. на большинстве ее картин— синие горы и выжженные солнцем равнины Киргизии, прозрачные воды Иссык-Куля.
Интересно, что среди огромного количества пейзажей, показанных мне художницей, не было ни одного зимнего. хотя Малеина уже много лет живет в Москве. По-видимому, все же первые волнения от встреч с природой в раннем детстве остаются в душе и памяти на всю жизнь. Впрочем, Малеина почти каждое лето проводит несколько месяцев в Средней Азии.
Что бы ни писала Евгения Алексеевна—неудержимый бег облаков, знойное солнце над скошенным полем, краски закатного или предрассветного часа,—в каждой ее работе утверждение красоты окружающего мира и собственная завороженность тем или иным состоянием природы.
Портретов у Малеиной сравнительно немного. Она убеждена: прежде чем написать человека, надо проникнуть в его внутренний мир. К тому же первое впечатление порой бывает обманчивым. Потому художница предпочитает писать людей хорошо знакомых. Есть у нее и несколько автопортретов. Чаще всего она изображает себя с кистью в руке, задумавшуюся перед началом новой работы.
— Когда не пишется—беру глину и леплю,— рассказывает Евгения Алексеевна, ставя передо мной то кувшин, то чашу, то вазу, то декоративное блюдо.
Керамика сравнительно недавнее ее увлечение. Но и эти выполненные в глине работы отличает та же цветовая гармония, которой отмечена и вся живопись Малеиной.
Е. ТАРАСОВА