Антонюк Андрей
Как подсолнух к солнцу.
В Москве появился автор слайдов, полученных редакцией накануне. Невысокий, одетый в дорожное платье, он не был похож на художника-москвича. Его образ был иным…
— Почему вы для публикации выбрали именно «Огонек»?
— Журнал ваш популярен, а меня в свое время не любили критики, я долго боролся за элементарное право участвовать на выставках… Вот пусть читатель теперь и рассудит. Считаю, что художник должен быть признан при жизни.
Говорит он, будто крупными ломтями хлеб нарезает. Я снова разглядываю слайды.
— А вас не смущает то обстоятельство,— вдруг задает он вопрос,— что фигуры у моих персонажей непропорционально написаны? Как-то в Николаеве я устроил выставку, на которой многие посетители удивленно спрашивали:
«Андрей, и где ты таких уродов находишь?»
— Ну и что вы им на это отвечали?
Непокорённый Прометей. 1981 год.
— А ничего, просто брал инструмент и пел народные песни, коляды. И постепенно люди начинали верить в то, что я свои персонажи именно так и вижу. Умение смотреть на мир глазами другого — тоже искусство…
Как кажется самому художнику, «печаль и радость идут по этой жизни рука об руку».
Андрей считает, что коли мы живем в мире, где день сменяется ночью, а зло мешает добру, то нужно и в творчестве отражать борьбу этих антагонистических начал. Собственно, осмыслив эту истину, художник каким-то ему одному понятным способом научился переводить энергию минуса в энергию плюса. Диптих «Живая и мертвая вода» написан именно на контрасте. Крестьянин, стоящий в прозрачной воде («Живая вода»), символизирует единство земли и воды. Символизирует начало жизни.
Путь истинного художника — это подчас узкая тропинка от родного порога ко
Вселенной. Истоки, питающие полотна Андрея Антонюка,— это Богополье.
Победа. 1980 год.
— Только в степи можно увидеть настоящие звезды,— будто вторя Гоголю, выпевает фразу Андрей.
Тема единства человека с природой для художника одна из самых главных в творчестве. Народные обряды еще дохристианской Руси увлекли Андрея своей тайной. Так, в картине «Гонило» возник образ пастуха, идущего по земле с большим посохом, конец которого венчает металлический шар. Этот шар, по преданию наших далеких предков, отгонял от стада Зло и приближал Свет и Солнце. Органичным продолжением этого полотна явилась картина «Влас» — в славянской мифологии образ покровителя домашних животных.
Интересно отметить, что картины у художника вначале появляются в виде звуковых образов, которые лишь со временем превращаются в пластические формы. Полотно «День Победы» при своем рождении не составило в этом ряду исключения. Вначале в душу, как в растревоженное гнездо, влетела незнакомая птица…
Родившийся в 1943 году, Андрей знал о войне по рассказам старших. Поэтому более всего его интересовали не буквальные события, а интуитивные ощущения от тех драматических лет. Белыми голубями в высокое небо взметнулись самолеты с долгожданными, а потому, наверное, такими огромными звездами на крыльях. Жилистые руки солдата, как символ продолжения жизни, держат мальчика и девочку… Художник на этом полотне запечатлел свои детские воспоминания.
«Еще ходить не мог,— вспоминает Андрей,— но я уже твердо знал, что буду художником. Бабушка читала Шевченко, Гоголя…»
Бандурист. 1982 год.
Скифские курганы, украинские и греческие поселения… Они, как исторические маяки, помогают Антонюку не сбиться со счастливо найденной темы.
«Где бы я ни был,— говорит Андрей,— душой я, как подсолнух к солнцу, повернут к родным местам. Богополье для меня, как для Гогена Таити». Но главное в его жизни — это работа. Ежедневный, как у станка, труд. И по-настоящему он бывает счастлив лишь в те короткие мгновения, когда душа вдруг сливается с природой, холст и краски превращаются в нечто
нематериальное, и он уже сам не ведает, что за волшебная сила водит его рукой и сердцем. И тогда он понимает: «Задача любого честного художника состоит в том, чтобы примером искреннего бескорыстия приблизить людей к великой цели единения человека со Вселенной».
Олег Турков