Матусяк Павел

Матусяк Павел (1963) — российский художник. Родом из Челябинска.

Павел Матусяк живет в сотне метров от окружной дороги. Но муза его витает там, где бескрайним простором разбегается во все стороны от Москвы вечная Русь.

Мироощущение его заметно отличается и от бунтарства шестидесятников, и от серой покорности конформистов-семидесятников, уныло стоявших в очереди на вступление в Союз художников. Искусство его лишено заказного административного восторга и подчас столь же заказного мракописания окружающей жизни. Настроение, которое рождают его картины, точнее всего можно передать пушкинской строкой— «Печаль моя светла…».

Есть о чем печалиться современнику. Правда, возникает вопрос о природе этой печали. Коль погружает она душу человеческую в безысходность, за таким пониманием мира— смерть.

Но если печаль сопряжена с пониманием жизни, смысла человеческого бытия, тогда иной сюжет.

Судьбина.

Художник ставит перед собой трудную задачу — запечатлеть нынешнюю деревню, ее ранящую душу скудость, христианское долготерпение и истинно российскую непритязательность. И если присутствует в душе художника боль по родной земле, то даже пейзаж становится для него темой остро социальной. Взгляните, например, на «Судьбину», выполненную в напряженной и суровой цветовой гамме. Явственно проглядывает былинный мотив — три могучих дерева-брата, словно богатырская застава. Однако, приглядевшись, видишь, что братья, стоящие на изрытой земле, скорее всего мертвы, ибо изломаны, черны и обуглены. Но жизненный ток просыпающейся природы, ощутимый во всем пространстве картины, оставляет надежду на возрождение. Так за судьбой деревьев встает образ судьбы Отечества.

Впрочем, неверно думать, что трагический излом русской деревни, затрагивая и волнуя художника, закрывает перед ним светлую сторону жизни. Она тоже не ускользает от взгляда, и на ее солнечном фоне контрастнее вычерчиваются упущенные обретения.

Взгляните на «Полдень». Вещь, казалось бы, безыскусная — несколько ульев среди мощной поросли подсолнухов. Но в предельной безыскусности является вам спокойная радость бытия, находяще

Последнее лето бабы Кати.

Совсем другая гармония в «Последнем лете бабы Кати». Дом и двор, деревенское житье-бытье, ежечасный тяжелый труд — смысл крестьянского существования. Хрупкого, боящегося внешних вторжений, пришлой разрушительной силы. Отсюда напряженная красная гамма полотна и пепельно-спокойные тона первого плана, на котором идет по кругу привычной жизни девяностолетняя русская труженица баба Катя, ровесница нашего буйного века…

В свободное время Павел Матусяк ведет детскую изостудию при жилконторе. Недавно в очередной раз она приказала долго жить. Трижды изгоняли ее из тесных конторских каморок могущественные новоприходцы-кооператоры. А недавно коротким штурмом вышибло студию таинственное и могущественное советско-турецкое совместное предприятие, задумавшее совершить нечто великое на Калужском краю Москвы.

Но мир не без добрых людей, новое пристанище найдено. Надолго ли?

В этой истории постоянных изгнаний детской студии проглядывается сегодняшнее отношение к культуре. К сожалению, оно являет собой жесткий бульдозер, отодвигающий прекрасное на окраину жизни, где оно и прозябает в последней надежде…

Александр Дегтярев.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары