Массейс Ян

Ян Массейс (1509-1575) — фламандский художник.
…Большой резной алтарь «Святой Иаков младший и Святой Иоанн Евангелист» привлекает взор сразу при входе на выставку. Он занимает почти весь полукруг центральной части зала. На фоне белого овала скульптуры святых выглядят отрешенно, сурово, словно вопрошают: а что изменилось в мире? божественное слово живо ли в душах лкюей? Алтарь состоит из множества отдельных рельефов, каждый со своим сюжетом. Он был исполнен в Антверпене в начале XVI века. Становясь объектами искусства, предметами изучения и даже модным увлечением, религиозные реликвии не теряют своей первоосновы, сакрального предназначения. Возможно, эта глубинная сущность древних памятников и привлекает нынешних собирателей. Покоряют очаровательной наивностью и чистотой женские лики в «Святой Анне и Деве Марии с Младенцем», эта скульптура датируется XIII веком, и место ее появления — регион Мааса. Значительно позже, в 1480-1490 пэдах, создавалась в Кельне многофигурная композиция «Успение Богоматери» поражающая тонкостью и психологизмом образов. Исследователи определили даже мастерскую прославленного скульптора Тйльмана Рименшнайдера. Мастера же, создавшего элегантно одетого в рыцарские доспеки «Святого Мартина верхом на коне» установить не удалось, как место и время его «рождения» лишь предположительны: Германия или Австрия, конец XV века.
Коллекция искусства Северной готики и Ренессанса, собранная Михаилом Ефремовичем Перченко, поражает масштабами и удивляет качеством. Это первая частная коллекция в истории новой России, удостоенная столь престижной выставочной площадки — Белого зала Музея изобразительных искусств имени А.С Пушкина Куратор выставки — заведующй отделом старых мастеров ГМИИ Вадим Садков. Его огромный профессиональный опыт и глубокое знание своей темы способствовали атрибуции многих предметов, написанная им статья включена в научный каталог выпущенный к вернисажу. В экспозиции 33 картины, 66 скульптур и 9 предметов мебели. «Я удивился, когда мой московский друг профессор Садков, сообщил мне, что в России существует коллекция скульптуры Северной готики, — сказал на открытии Ханс Ньюдорп, директор Музея Ван дер Берга в Антверпене. — Я встретился с господином Перченко, осмотрел его собрание и удивился еще бопыше. Многие скульптуры нам — западным исследователям этой эпохи — не были известны. Изучение этой коллекции стало основой для нескольких моих научных статей. Коллекция скульптуры Перченко является второй в Европе по значимости собранных предметов, их высочайшему качеству и сохранности. В Рэссии подобной по цельности не существует, она превосходит соответствующее собрание Эрмитажа.

Столь же ценно и собрание живописи. Тонкое чутье коллекционера не подвело. Перченко удалось обрести подлинные шедевры. Удивителен по психологической выразительности «Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского», исполненный Лукасом Кранахом Младшим в 1547 году. Картина отлично передает жесткий, сильный характер властолюбца Наиболее полно представлена в экспозиции нидерландская школа. Уникальным считают специалисты «Оплакивание Христа». По результатам дендрологического анализа доски, на которой оно написано, и исследованиям особенностей манеры ее исполнения этот шедевр относят к началу XVI века Это одна из самых ранних реплик несохранившегося оригинала киста прославленного нидерландского живописца Хуго ван дер Гyca. Живопись старых мастеров завораживает тонкостью письма и изысканным колоритом. Традиционные библейские сюжеты воссозданы как моменты повседневности, где реальны и пейзаж. и люди, и животные. Удивительной гармонией пронизан «Ландшафт со сценой отдыха Святого Семейства на пути в Египет». Его создал художник из круга Иоахима Патинира — родоначальника пейзажной живописи в искусстве Нидерландов. Старые мастера блестяще писали и бытовые сюжеты .

Весёлое общество.

В картине «Веселое общество»  выполненной в мастерской Яна Массейса запечатлена скромная пирушка, но в каждом предмете заложен особый смысл. Скрытый язык вещей назидательно «увещевал» людей о должном и приличном поведении. Мораль «вещественных» назиданий легко прочитывалась современниками художников. Но нынешним зрителям он почти недоступен. Однако доступно и притягательно утончежое искусство старых мастеров. Мир, ими созданный, и ныне иллюстрирует извечные истины и добродетели.

Надежда НАЗАРЕВСКАЯ

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта