Антонов Николай
К этой персональной выставке художник Николай, Антонов Готовился не один год.Так уж получилось. Обладая колоссальным количеством творческих работ, порой еще труднее выбрать, оформить, «увязать» в экспозицию самые дорогие, самые значимые, самые любимые, наконец. А ведь так хочется, чтобы тебя поняли, чтобы картины твои поразили даже искушенных ценителей, чтоы выставка доставила удовольствие зрителям и запомнилась…
В плане эмоционального воздействия успех предопределен. Художник Николай Антонов решился своими работами на полное откровение со зрителями. И откровение это вовсе не только зрительного порядка. Каждая работа, а здесь их более 120, не просто внешнее бытоописание, сюжетная разработка, цветовая композиция или тематическая картинка. Любая работа — сконцентрированный результат глубоко осмысленного содержания тойчасти жизни, которую берет и показывает нам художник…
.В картинной галерее предоставляется возможность показать свое творчество разным художникам. Но авторство Николая Антонова обязательно запомнится «многослойностью. Потому что в картинах есть что-то от былины, что-то от песни, что-то от поэмы, повести и даже народного романа. И в прозе, и в поэзии представлены его работы. Точно так же, как нет диаметральной разночтимости между его живописью и графикой.
Член Союза художников России Николай Антонов окончил Пензенское художественное училище имени Савицкого, а потом продолжил образование в знаменитой «Мухинке» в Ленинграде. По своей «основной» профессии он художник-монументалист. И если по каким-то причинам (хотя бы потому, что нет спроса и заказов) не создает гигантских полотен, то всем своим творчеством (даже в миниатюрах) подтверждает и демонстрирует свою монументальную состоятельность.
Художники-монументалисты традиционно сильны в композиции. Антонов среди них, можно сказать, самый главный «композитор». В работе «Строители будущего», выполненной в 1982 году, он только в действующих фигурах изобразил 180
человек! И все пространство такого бурного строительства имеет размер не больше одного метра в длину и 40 сантиметров в высоту! Так же мастерски решена социальная тема в «Красной деревне», «Несении креста», «Колхознице»…
Как человек эмоциональный, Николай Антонов очень неравнодушен к происходящему. Отклик на конкретные факты прослеживается в его творчестве и тематически, и ассоциативно. Событийность в работах угадывается («Афганистан», «Беженцы», «Усекновение головы»…). И тем не менее автор дает несколько поводов зрителю вплести свои чувства в сложную, эмоциональную, образную ткань произведения. Заданность с одной стороны и неоднозначность — с другой и образуют свободное мысленное пространство. Потому все, что видишь, хочется обдумать, но не фиксировать на каком-то
одном, однозначном посыле. Вот вам и роман жизни…
Очень точно угадана, отображена и образно заполнена женская тема.Основа ее — некий русский менталитет. И не только в положительном, хвалебном его смысле. Право, женщной, волокущей на себе избу, незачем восторгаться и уж тем более не стоит гордиться нашем Отечеству. А мужикам и вовсе стыдно должно быть за нерадивость свою… Но это отдельна тема не только искусства, но и философии жизни нашей… Художник Антонов показывает нам женщину — Жертву, женщину — Героиню, женщину — Судьбу и вместе с тем — Музу и Любовь.Даже «Пенелопа», написанная в 1998 году, жена «доисторического»
грека-путешественника Одиссея, в авторском исполнении родной, понятный и не обязательно передаваемый словами смысл. Ведь каждая баба — обязательно Пенелопа, по какой бы причине ни смылся из дому Одиссей, пусть, за бутылкой водки в сельмаг..
Вместе с ироничностью автор не скрывает и своего восторга перед женщиной. За это ему можно и простить некую «обличительность» «нашего брата» (в смысле баб). И особенно это продемонстрировано в эротической тематике художника,
которая, как можно убедиться, занимает существенное место в его творчестве («Искушение», «Поцелуй», «После бани», «В кафе»…). Женщина здесь -объект не просто любви и счастья, она — радость и смысл жизни вообще. Смысла и радости каждый достигает по-своему, но нет такого человека, который бы к ним не стремился. Эротика представлена больше в графике, которая тоньше, чище и поэтичнее «подает» и «превозносит» реальную житейскую и жизненную сторонуелюбви между мужчиной и женщиной. А вот целомудренность, невинность и даже эстётичёский аскетизм, которые при этом проявляет художник, пожалуй, наивысшее проявление большого искусства, но не искушенности…
Автор с удовольствием | представляет и кумиров своей жизни. Мы видим портреты Пабло Пикассо, Джона Леннона. Зрительный ряд можно домыслить М.Шагалом, «Битлз» и даже Босхом. У больших мастеров всегда есть чему учиться, и тот, кто находит это, уже приобретает.Глубоко, осмысленно и профессионально представлена в работах тема православия, веры, религиозности. Но и в их трактованиях нет однозначности, догматизма,архаичности представлений. Просто удивительно, что так можно осовременить и приблизить к душе каждого зрителя то, что и разумом-то постичь невозможно за целую жизнь!
портрет Пабло Пикассо.
И при всем этом творчеству Николая Антонова чуждо замусоливание мысли, поиски смысла ради доморощенного философствования. А все потому, что его искусство не обслуживает жизнь, а живет,не отражает реальность, а так же
реально и самоценно, как любое великое производное человеческой деятельности. Деятельности на пользу и на радость всем…. Я никогда не была лично знакома с этим художником. Даже не наблюдала его на открытии выставки. Но картины, которые я увидела в залах галереи, заставили петь мою душу и волновать чувства. Надо ли объяснять, почему захотелось поразмышлять на досуге…
Н. НИКИФОРАКИ.