Мельникова Елена

Мельникова Елена — архитектор. Автор музея на Охте. Территория музея привлекает зеленью. Проект с европейскими ландшафтными музеями, что строились на месте бывших фортификационных сооружений.

Отказ от строительства 400-метрового небоскреба «Охта-центра» стал главным событием года не только для многих петербуржцев, но и для всех защитников культурного наследия. Что будет дальше с этим местом, и, в частности, с археологическими раскопками — вот вопрос, на который сегодня не может ответить никто Башне — нет! Поначалу заявление, сделанное в ноябре губернатором Валентиной Матвиенко, что скандальную высотку строить не будут, многие в Петербурге восприняли с иронией: мол, очередные пустые обещания власти в преддверии предстоящих выборов. Но очень скоро стало очевидно — вот оно, свершилось! Пресловутый газоскреб, или «кукурузина» как окрестили это сооружение петербуржцы, ушел с Охтинского мыса в небытие — во всяком случае, как сообщил г-н Миллер, «Газпром» не собирается работать над новым проектом на месте несостоявшейся «башни века».

Обиду главы Газпрома» можно понять: в ее раскрутку фирма вложила огромные деньги, а назад не далось вернуть ничего — суд отказал заказчику строительства, подконтрольному «Газпромнефти» ЗАО «ГОДЦ «Охта» в требовании аннулировать результаты археологических раскопок и возвращении вложенных 7,2 миллиарда рублей. Следующий суд вернул прежние границы охраняемого объекта, и теперь вся территория Охтинского мыса снова оказалась под защитой ЮНЕСКО. Потом Арбитражный суд Петербурга полностью подтвердил соблюдение археологической экспедицией Петра Сорокина всех обязательств по договору и отказал представителям Газпрома» во взыскании с археологов 29,6 миллиона рублей. При этом взыскал с самого ОДЦ «Охта» в их пользу 11 миллионов! Есть повод обидеться.

Отголосок этих обид услышали ревнители исторического наследия и на очередной встрече с губернатором, состоявшейся накануне Нового года «Вы мне так всех инвесторов разгоните!» — передали слова г-жи Матвиенко участники той встречи.

А инвесторы еще как нужны этой самой Охте, точнее, тому, что осталось на месте так и не построенной башни. Потому что, как считают специалисты, раскопки нужно будет проводить еще не один год. На что, естественно, нужны немалые средства, которых у города нет: крупные строительные фирмы как раз и являются основными заказчиками археологических раскопок. А кто теперь захочет что-то строить на этом месте?!

Русская Троя, где твой Шлиман?

Сегодня уже даже самые горячие противники газоскреба бьют тревогу — нужно спасать археологию на Охтинском мысу. Пока лежит снег, брошенным раскопкам ничего не угрожает. А как только начнутся перепады температур, тем более -весеннее потепление, вся археология может буквально уплыть.

— Это место сильно заливает водой, археологи постоянно откачивали воду, пока рыли, — рассказывает Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения ВООПиК. — Археология — самый больной вопрос. Даже если сейчас не принимать никаких стратегических решений, не определять, что там будет построено, нужно хотя бы засылать все песком, иначе всю археологию может просто размыть.

Именно так — Русская Троя — уже называют находки археологов на Охтинском мысу. Археологи раскопали настоящий «слоеный пирог; истоки которого уходят в эпоху неолита. Старинная шведская крепость Ниеншанц полностью сохранилась в своем плане. А под ней найден еще целый ряд памятников разных эпох стоянки людей эпохи неолита — раннего металла (III -1 тыс. до н.э.), рвы новгородской крепости, крепость Ландскрона (1300 — 1301 годов), крепость Ниеншанц двух периодов (1611 -1703 годов), могильник XVI — XVII веков. И если крепости, подобные Ниеншанцу, известны в мире, то западноевропейских дерево-земляных крепостей семисотлетней давности, каковой является Ландскрона постройки примерно 1300 года, не сохранилось нигде. На Охтинском мысу — единственная в своем роде в мире!

-Территория на Охте фактически сопоставима с Заячьим островом, на котором стоит Петропавловская крепость считает Александр Кононов. -Там можно было бы создать мощный туристический центр семейного отдыха, это мог бы быть мемориально-археопогоческий комплекс и парк развлечений. В Европе это очень популярный вид отдыха — в Швеции, Идландии, Дании, Англии есть такие места, очень привлекательные для туристов. Если реализовать такой проект, он подтянет за собой инфраструктуру района ничуть не меньше, чем предполагавшийся бизнес-центр.

Предложение для г-на Миллера.

Но для осуществления таких идей нужны средства. Сразу после запрета на строительство высотки и череды супов господин Миллер сгоряча заявил, что продаст этот участок другому инвестору. Но где найти такого самоубийцу, который спокойно приобрел бы за десяток миллиардов землю с «историческим обременением» находящимся под охраной ЮНЕСКО, да еще после скандала?

А ведь если не горячиться, создание такого уникального для России комплекса могло бы обернуться для «Газпрома» настоящей победой над обстоятельствами и над самим собой. И, главное, позволило бы вернуть потраченные деньги, правда, не так быстро, как того хотелось бы. И этому есть масса примеров в мире. Крепость Буртанж в Испландии еще в середине XX века лежала в руинах, однако сейчас она восстановлена и привлекает туристов со всех уголков мира. Здесь создан музей под открытым небом, проводятся фестивали и костюмированные представления. Есть похожая крепость в Копенгагене, во французском Лилле в крепости находится заповедник редких животных и птиц, в японской крепости Горёкаку-парк.

Вокруг такого центра развивается инфраструктура и туристический бизнес, и музей на Охтинском мысу может превратить весь этот район в новый туристический и культурный центр Петербурга. А он может оказаться и экономически выгодным: этнографический музей под открытым небом «Скансен» в Стокгольме привлекает в год до 1,3 миллиона посетителей. Кстати, есть уже и предварительный проект архитектора Елены Мельниковой, которая предлагает интересное решение музея археологии  на Охте.

Накануне Нового года заговорили о том, что в Министерстве культуры обсуждается вариант изъятия этой территории в федеральную собственность. Если это произойдет, «Газпром» получит компенсацию из бюджета. Как уверяют чиновники министерства, это возможно топько если будет решено создать археологический музей. Может, министерству и г-ну Миллеру удастся прийти к выгодному для Петербурга соглашению?

Наталья ШКУРЕНОК

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары