Вейан Ксавье
Вейа Ксавье (1963) — французский скульптор, художник, фотограф. Создаёт скульптуры в стиле неокубизма.
За последние годы Версальский дворец и парк превратились в своеобразную Мекку актуального искусства. Традиционные дворцово-парковые радости, конечно, никуда не делись, но классическое искусство теперь регулярно соседствует там с инсталляциями современных художников. Первым в заповедник Луи XIV и его любимого ландшафтного дизайнера Андре Ленотра проник Джефф Куне. Для персональной выставки в Версале, которая проходила в сентябре — декабре 2008 года (естественно, две трети расходов по выставке взял на себя главный держатель шедевров Кунса — Франсуа Пино), американский художник собрал свои основные ландшафтные работы и расставил их в самых посещаемых уголках парка нашлось место и для близнеца его знаменитого гигантского щенка из дерна с цветочками — «Split-Rocker» (эта такая большая голова лошади-качалки, вырастающая из земли, и как щенок -вся в цветочках до поры до времени, пока тление не подточит). А в залах почти целиком устроилась коллекция Кунса «Банальность» с позолоченной скульптурой «Майкл Джексон и обезьяна» во главе.
Было много недовольных новой вольтерьянской политикой директора Версаля, но кому это интересно, если на вырученные средства смогли к сроку открыть с блеском отреставрированную зеркальную галерею. За то время, пока галерея была в лесах и картонах (о чем всяк входящий извещался при входе), сильно снизилась посещаемость музея -притом что парк открыт для прогулок бесплатно, главный доход музея шел именно от экскурсий по дворцу. В общем, идея сочетать золото и мрамор барокко с пластикой и железом XXI века в Версале прижилась. Теперь тут туристов не больше, чем французов, которые посещают Версаль только ради экспозиций «новой волны».
Архитекторы.
Следующим после Кунса в парк «заехал» французский дизайнер Ксавье Вейан. Он специализируется на больших конструкциях из крашеного алюминия, поэтому выставка затронула только зону парка и внутреннего двора, но она делалась в паре с другой экспозицией, проходящей как раз во дворце, -«Людовик XIV — король и человек!
Формально выставки не связаны, но какая-то химия взаимоотношений между ними все-таки есть. Вейан изготовил четырехметровую алюминиевую статую Юрия Гагарина, которую уложили на мраморном полу внутреннего дворика дворца. Рядом со спящим космонавтом — его шлем, Гагарин напоминает какого-то эпического героя, Ахиллеса или Кухулина, который прилег отдохнуть после битвы. Так встреча Гагарина с Луи XIV который был уверен, что подпитывается космической энергией, силами солнца и что звезды к нему неравнодушны, осуществилась в XXI веке. Луи только воображал, что летит навстречу солнцу, и ставил на эту тему балеты, а Гагарин реально полетел.
—Еще при входе во дворец возле памятника королю стоит фиолетового цвета колесница для Людовика, смастеренная Вейаном. Везут ее какие-то дикие собаки. А в парке на четырехугольных рамках сидят или стоят известные архитекторы нашего времени, которые приложили руку к строительству новых зданий или к реставрации старых во Франции: Ричард Роджерс, Жан Нувель, Норман Фостер, Ренцо Пьяно и другие. Они смотрят на уходящую вдаль перспективу парка, спиной к дворцу, похожие на больших черных птиц. Кому-то эти металлические угловатые (Вейан делает поверхность своих скульптур не гладкой, а граненой, как у драгоценных камней) фигуры могут показаться неуместными в роскошном парке, ориентированном на прошлое, но если задумываться о будущем, то недолгое присутствие этих людей в парке Версаля, который в свое время считался авангардным творением, просто необходимо, ведь именно от них зависит архитектурный и ландшафтный облик мира на ближайшие десятилетия.
Для тех же, кого пленэрная экспозиция не заинтересовала, внутри дворца приготовили традиционную выставку. Хотя в данном случае о традициях говорить не приходится: как оказалось, главному владельцу версальского дворцово-паркового комплекса Людовику XIV Бурбону здесь никогда не посвящали специальных выставок. Так что директор Версаля, вообще-то поклонник современного искусства, страшно гордится, что первая выставка в честь «короля-солнце» организована при нем.
В Версале собрались вместе более трехсот экспонатов, которые «не видели» друг друга 200 — 300 лет. Выставку готовили несколько лет, тщательно исследуя коллекции всех музеев мира, куда могли попасть объекты искусства эпохи Людовика, изображения короля и его личные вещи. Выставку намеренно сделали как бы «бездуховной’; никакой атмосферы королевского двора XVII века не создали. Узнать короля поближе предлагается через мир вещей, расставленных по восьми безликим комнатам, выкрашенным в красный, синий, зеленый или фиолетовый цвета Так как все вещи исторические и, следовательно, очень старые, осветили комнаты мягким светом бра.
В первом зале выставлены все имеющиеся изображения короля — бюст работы Бернини, скульптурная группа «Аполлон (сам Луи) и прислуживающие ему нимфы» Жирардона, парадный портрет Людовика кисти Гиацинта Риго из Лувра и многие другие менее известные портреты. Коль скоро устроители предлагают зрителю взглянуть на короля прежде всего как на человека, то следует отметить, что его изображения дают мало частной информации. Луи, как и все остальные люди, был заложником моды своего времени, и высокие каблуки, пышные парики, мушки мешают разглядеть под обобщенной маской конкретные черты человека. Однако если пойти против часовой стрелки вопреки плану и сразу оказаться в последнем, восьмом, зале «Миф», можно разобраться, в чем уникальность этого человека и короля. Мифология в традиционном понимании к нему неприменима. Он хотел быть богом Аполлоном, и был им, танцуя любимого персонажа в балете, и в реальности покровительствуя всем Музам, хотел быть Солнцем — был и им: его так называли даже за глаза. Всякому Аполлону в XVII веке скульпторы и художники придавали черты авторитетнейшего (в том числе и за военные подвиги) в мире монарха Луи Бурбона и, наоборот, изображая Людовика, из него никогда не делали супергероя Марса (разве что в конных статуях), но про аполлоническую величавость никогда не забывали.
В другом зале вещи рассказывают о военных победах французской армии во главе с Людовиком. Забавный экспонат — железные доспехи «короля-солнце». Как и следовало ожидать, они рассчитаны на очень компактного в объемах человека — грандиозной фигуру короля делали каблуки и парик. По доспехам, как по нижнему белью, можно узнать истинный формат персонажа, кому они принадлежали.
Самый представительный зал называется «Вкус короля’.’ Средства завещанные королю кардиналом Мазарини, король тратил на предметы искусства. Он собрал большую коллекцию современных картин — предпочтение отдавал итальянским мастерам. Одной из любимых работ короля была картина Доменикино «Царь Давид с арфой»,’ представленная на выставке (это подлинник, который никогда не покидал Версаль). Давида Людовик любил не меньше, чем Аполлона, но не за его мудрость или физическую силу и красоту, а за то, что Давид был славным музыкантом — играл на арфе, сочинял песни. Театральные вкусы монарха иллюстрируют разные музыкальные инструменты, ноты, книги. К сожалению, до нас практически не дошли балетные костюмы того времени. Поэтому один-единственный экземпляр костюма танцовщика (судя по объему талии — не короля), любезно предоставленный Музеем Парижской Оперы, вызывает ажиотаж. Костюмчик тяжелый, похожий на золотую кольчугу (на самом деле это золотые нити, нашитые на сатин), состоит из колета и юбки.
Скромный зал без названия, устроенный как проходная комната между залами «Король славы» и «Король мира и войны’,’ посвящен героиням книг Дюма то есть королевским фавориткам. Это иконостас красивых и не очень дам: тихая мышка Луиза де Лавальер, властная женщина-вамп Атенаис де Монтеспан и набожная Франсуаза де Ментенон, ставшая неофициальной женой Людовика. Но прелестницы, так небрежно помещенные в узком пенале, по мнению кураторов выставки, примерно такое место и занимали в жизни великого
короля-воина-танцовщика-политика-архитектора.
Александра ГЕРМАНОВА