Вентцель Олина

В Мраморном зале Политехнического Невский проспект пересекается с улочками Миргорода, а Сорочинцы соседствуют с Маниловкой. Более шестидесяти персонажей Николая Васильевича в который раз материализуются — теперь в куклах. Великолепная сценография есть ко всему этому действу. Объёмные декорации, изготовленные студентами Школы-студии МХАТ под руководством известного художника Владимира Лыкова, с покосившимися плетнями, избами, по-пизански падающим Казанским собором белоснежны, потому как бумажны.

Основу экспозиции составляют фарфоровые куклы художника театра и кино, «мэтра музейной куклы»  Олины Вентцель (1938-2007). Олина Дмитриевна — выпускница Ленинградского текстильного института, одевавшая Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета, свою гоголиану задумала, уже отойдя от кинематографа. У её кукол

ventcel1

— мягкие ручки-ножки, а внутри — твёрдый пластический каркас, который и позволяет им держаться по образу и подобию людей. У организаторов проекта была задумка показать здесь разные техники. Так, к вентцелевским созданиям присоединились ещё и куклы из ГАЦТК имени С. В. Образцова, сделанные незадолго до войны, имеющие свою почти фронтовую биографию. Нашла в экспозиции своё место и коллекция перчаточных кукол известного мастера середины прошлого столетия Екатерины Беклешовой, бережно сохранённая её ученицей Еленой Колат.

И тут контекст играет роль не объёма, а линейной «машины времени», которая птицей-тройкой уносит Хлестакова, Чичикова, старосветских помещиков и других знакомцев наших всё дальше и дальше от их родителя. О навязчивом флёре русской литературы давно говорят художники, освобождая, к примеру, ту же скульптуру от сюжетности и собственно литературной драматургии. Тут, по сути, происходит то же самое. Поэтому так и сомнительно утверждение, что Олина Вентцель создавала кукол под эффектом прочтения. Нет, мастер прекрасно знает костюм той эпохи и трепетно делает каждую строчку, не стилизуя, а будто доставая из прабабушкиного сундука шляпки, сюртуки и лакированные ботинки. Но кукольное нутро при этом остаётся только каркасом. Фарфоровое личико, холёное и бесстрастное, увы, почти не оживает. Хлыщеватым модником выглядит художник из повести «Невский проспект», носатый капитан Ковалёв уверенно смотрит на нас, а Плюшкин бесконечно мил, как Буратино, благо полосатый колпак и золотые ключики на месте.

Но рядом куклы Екатерины Беклешовой. Того гляди, залетит прямо на наших глазах Патоку в его растянутый рот какой-нибудь габардиновый вареник. Дело совсем не в том, что ткань может морщиниться, корёжиться и предъявить нам того же любителя настойки с дохлыми мухами средневековым уродцем, со своими «отростками и ответвлениями» вместо носа и ушей точь-в-точь, как видел это Михаил Бахтин. Ведь есть в ГМИИ имени Пушкина на Волхонке предшественники этих «свинячьих рыл» — немецкие храмовые скульптуры XII —XI11 веков: тут глина умеет гнуться и нарастать, где ей положено.

Валерия ОЛЮНИНА
На 1-й Тверской-Ямской улице в Москве ровно пять пет назад открылся Музей кукол «Галерея Анастасии Чижовой». Основу коллекции составляют произведения известного художника театра и кино Опины Вентцель (1938 -2007), последние годы своей жизни посвятившей авторской кукле. Наш собеседник — Анастасия ЧИЖОВА, которая вот уже пять пет «играет в куклы».

— Куклами увлекается вся наша семья, а главная забота о них лежит на плечах отца, Сергея Викторовича Чижоеа. Проблемы приходится решать совсем не кукольные, если говорить об их масштабах. Ведь мы не предаем своих кукол, а только показываем их, организуя самые разнообразные выставки. Олина Вентцель создавала целые тематические проекты. Например, «История человечества в куклах» По этим экспонатам, историческим персонам, которых изображают фарфоровые куклы, можно изучать мировую историю и культуру. Все изготовлено вручную, в единственном экземпляре, с использованием антикварных тканей, кружев, аксессуаров.

— Какие из выставок, организованных Музеем кукол, на ваш взгляд, наиболее удачные?

— Мне запомнилось прошлогоднее лето: косца все вокруг горело и нечем было дышать, телефон музея буквально раскалялся от звонкое. Лкади спрашивали, как попасть на нашу выставку, которая работала тоща в Музее-усадьбе «Архангельское» Она так и называлась «Маскарад в Архангельском» и размещалась в

самом дворце, часть которого уже была отреставрирована Скоро эта выставка поедет в Нижний Новгород, в Музей-усадьбу Рукавишниковых. Это очень красивый дворец в итальянском стиле. Думаю, куклам там понравится. Если же иметь в виду посещаемость как показатель успеха, то она может быть разной и зависит от разных обстоятельств. Например, на выставке «А подать сюда Ляпки-на-Тяпкина!» которая была открыта в Политехническом музее, побывали тысячи зрителей. Известно, что Департамент образования столицы рекомендовал московским школам побывать на этой выставке. Поэтому в основном ее гостями были школьники. В Курске же «градус интереса» был не столь высок, как в Москве.

— Вашему музею исполнилось всего пять лет, но он уже имеет множество дипломов, наград благодарностей…

— Конечно, это приятно. Однако наш музей мог бы приносить гораздо больше пользы москвичам и гостям города, если бы не дефицит площадей. Коллекция кукол постоянно растет — ведь при музее работает мастерская имени Олины Вентцель. Появляются новые куклы, новые проекты. Сейчас, вместе со служебными помещениями, мы располагаем всего лишь парой сотен «квадратов» Потому и вынуждены размещать свои выставки в других местах. Например, в Муэее-заповеднике «Коломенское» в 2011 году была открыта наша выставка «От Руси до России» посвященная предстоящему 1150-летию российской государственности, а мы уже думаем о том, ще будем показывать экспозицию, созданную в честь 400-летия дома Романовых, хотя приглашение «погостить» «Романовы» уже получили сразу от нескольких музеев. Кстати сказать, эта выставка с огромным успехом работала в Антверпене, в Санкт-Петербурге, в Ливадийском дворце, некогда принадлежавшем Романовым… Их было много — около 30, как отечественных, так и зарубежных. И все — успешные! Но, как говорил кто-то из великих, «лучший способ отметить юбилей — поговорить о недостатках! В нашем случае — «квартирный вопрос» Наш музей участвует в городских программах Департамента культуры, сотрудничает с Департаментом образования, московскими школами. А детские дома, многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной воюгы и труда -главные гости музея. Для них мы устраиваем бесплатные экскурсии, праздники. Однако потенциал музея гораздо выше.

Хочется верить, что однажды на месте какого-нибудь бывшего казино появится музей кукол, где хватит места не только выставкам, но и мастер-классам, и спектаклям для детей, которые мы, кстати говоря, умудряемся показывать в своем небольшом зальчике. Или, например, где-нибудь в зеленом уголке Москвы или ближнего Подмосковья откроется «Парк истории».

Беседу вела Таисия ПОПОВА

В Музейно-выставочном комплексе музея-заповедника «Дмитровский кремль» открылась выставка костюмированной фарфоровой скульптуры «Всемирная история в куклах» из коллекции московского музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой».

венцель1
Экспозиция представляет творчество главного художника Музея кукол, театра и кино, дипломанта российских и зарубежных фестивалей и конкурсов Олины Вентцель (1938-2007). Она одна из немногих авторов в мире, создававшая не просто кукол, а масштабные проекты. Самый крупный из них — «Всемирная история в куклах», насчитывающий около 200 персонажей.

 

 

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары