Линёв Иван

Линёв Иван Логинович (1770-е — 1839-40 ?) — русский художник-любитель

К числу замечательных художников, внёсших свой вклад в изобразительную Пушкиниану, несомнено надо причислить Ивана Логиновича Линёва, автора последнего прижизненного портрета великого поэта. Между тем о Линеве до недавнеднего времени ничего не было известно. Только в 1972 году в журнале «Искусство» появилась о нём небольшая публикация С.Куликова. В 1979 году в Москве вышла небольшая книжка Е. Кончина «Загадки старых картин», открывший ее очерк под названием «Последний портрет Пушкина» содержал некоторые сведения о Линёве.

-Портрет этот — особенный. И не только потому, что — последпий прижизненный, можно сказать,— предсмертный (он создан, по мнению специалистов, в 1836 году, когда Пушкину оставалось жить несколько месяцев). Но и потому, что он — самый реалистический. Пушкина писали многие известные живописцы, но все они, испытывая влияние Пушкинского гения, не ограничивались передачей портретного сходства, а создавая образ поэта, невольно что-то приукрашивали, в чём-то отступали от натуры…
На этом портрете с тщательностью документа запечатлен другой облик: перед нами лицо — значительное и напряженное, невыраразимо печальное, уставшее, горькая гримаса на губах, волосы уже начали редеть. Пушкин на этом портрете предстает как человек, много переживший и переживающий внутреннюю драму.
Ныне портрет хранится в Ленинграде в музее-квартире Пушкина на Мойке. У портрета своя особая история и свои загадки.

Впервые о нем сообщил в своей книге «Пушкин в портретах» журналист и писатель С. Либрович в 1890 году. Он иисал: «Это едва ли не единственный портрет Пушкина, внушающий полнейшее доверие сходства, полнейшее убеждение, что именно таким был в действительности Пушкин. Что касается самого письма, то оно отличается силой, смелой лепкой, сочностью и вместе с тем большой жизненностью».

К этому времени у портрета несколько раз сменились владельцы; наконец он попал в Александровский лицей. «Открытие» портрета стало сенсацией для пушкинистов. Все сходились в одном — портрет имеет огромпую ценность. Но кто его автор? На портрете были обнаружены инициалы «И. Л.»

Далее Либрович пишет: «По начальным буквам «И. Л.» и по характеру живописи петербургский Эрмитаж признал портрет принадлежащим кисти И. Л. Линева».

Видимо, тогда, в конце прошлого века, имя И. Л. Линева в качестве живописца было известно, и дальнейший сбор сведений о портрете и его авторе в то время был закончен. Но в последующие годы, особенно в советское время, встал вопрос: «А кто же он такой — И. Л. Липев?» Несмотря на поиски многих специалистов, ответа не было, никто ничего не мог сказать об авторе портрета. Среди художников XIX века это имя не значилось. Поиски продолжались, но в течение десятилетий ни к чему не вели.

Открытие пришло неожиданно. И совершил его не искусствовед, не пушкинист, а инженер-электротехник. профессор С. М. Куликов, ставший первооткрывателем личности художника Линева.
Профессор С. М. Куликов работал в Московском станкоинструментальном институте, преподавал начертательную геометрию. С. М. Куликов хотел написать статью о талантливом инженере А. Л. Линеве. И родственники инженера Линева рассказали ему, что в их роду есть предание, будто дальний их предок когда-то написал портрет Пушкина. С. М. Куликов понял, что он наткнулся на очень интересную загадку, и она полностью его захватила. Он уже в преклонном возрасте засел в архивы, начал рассылать письма-запросы по провипциальным музеям и архивам. Одно такое письмо пришло в Устюжну, попало в руки краеведа Аркадия Васильевича Боброва, который побывал в деревне Дуброво, где есть поместье, в простонародье называемое Линево, нашел старожилов, узнал от них, что прежние хозяева поместья занимались живописью. С. М. Куликов обнаружил ряд архивных данных, в том числе нашел в Ленинграде доверенность 1811 года, по которой бригадир Логин Иванович Линев передавал во владение устюженское поместье своему сыну Ивану Логиновичу Линеву.

И. Л. Линев, происходивший из очень старинной дворянской семьи Линевых, родословную которых удается проследить со времени Ивана Грозного, служил в Сумском гусарском полку. В 1811 году в чине полковника И. Л. Линев вышел в отставку. Летом жил в своем поместье Дуброво, что в 35 верстах от Устюжны, на зиму уезжал в Петербург, где имел собственный дом на 2-й Итальянской улице. В этом доме снимала квартиру семья Тургеневых. Здесь жил юный Иван Тургенев, будущий великий писатель. Тургеневы были знакомы со знаменитым поэтом В. А. Жуковским. Василий Андреевич, часто бывая у Тургеневых, был знаком и с хозяином дома — Иваном Логиновичем, видел живописные работы Линева. Возможно, Василий Андреевич предложил Линеву написать портрет Пушкина или же, наоборот, Иван Логинович попросил Жуковского об этом…

Сохранились две записки Жуковского Пушкину, в которых Василий Андреевич просит Александра Сергеевича позировать живописцу. Имя живописца не названо, но вероятнее всего это был Линев. Ведь именно в дом Линева привез Иван Тургенев прядь волос умершего Пушкина — бесценную реликвию.

Итак, об И. Л. Линеве ныне известно немного. Мы знаем лишь одно его произведение — портрет Пушкина.

Владимир Аринин.

 

Вологодский областной драматический театр поставил спектакль по пьесе «Последний Пушкина портрет», автора которой — историка и литератора Владимира Аринина — называют в Вологде крестником «Известий».

Как и другие исследователи, Аринин потратил десятки лет на поиски загадочного автора «диплома» о принятии Пушкина в «Орден рогоносцев», который был разослан поэту и его друзьям, после чего дуэль с Дантесом стала неизбежной. И пришел к убеждению, что пасквиль сочинила Идалия Полетика — побочная дочь графа Строганова, светская красавица. Избалованная вниманием мужчин, она была близкой подругой жены Пушкина, и сам Пушкин относился к Идалии дружески, а вот она ненавидела поэта лютой ненавистью. Уже старухой, узнав о том, что в Одессе сооружается памятник Пущкину, Идалия кричала, что поедет туда только для того, чтобы плюнуть на него.

Причина ненависти Полетики к Пушкину точно не известна. Биографы лишь упоминают, что однажды Пушкин и Полетика ехали вместе в  карете: вошли в нее друзьями, а вышли — врагами. Что хотите, то и думайте. Аринин убежден, что во время этой поездки красавице пришла в голову прихоть сблизиться с Пушкиным, а Пушкин ей отказал. И светская львица, убежденная в своей неотразимости, была этим так оскорблена, что возненавидела поэта и отомстила ему самым характерным для ее окружения способом: заманила к себе на квартиру Наталью Николаевну для свидания с Дантесом, а затем сочинила пасквиль. Один из первых биографов Пушкина упомянул, что именно Идалия Полетика «из чувства мести была сочинительницей анонимных писем».

Аринин назвал свою книге «Неразгаданные тайны Пушкина». Но издать её он не мог — местные издатели требовали денег, а спонсоров в Вологде не нашлось. Провинциальному исследователю неожиданно помогли «Известия», после того
как наша газета в сентябре 1996 года напечатала репортаж о его работе, Аринин получил несколько выгодных предложений от столичных издательств и выбрал «Современник». Его книга, названная в рейтинге «Книжного обозрения» «интеллектуальным бестселлером», оказалась настолько популярной, что переиздается в «Современнике» уже третий раз.

А в своей пьесе, написанной специально к 200-летию Пушкина, Владимир Аринин касается еще одной, не до конца прочитанной страницы из жизни великого поэта: кто, когда и зачем написал его последний прижизненный портрет? Этот портрет хранится в петербургской квартире Пушкина на Набережной Мойки, 12. Исследователи датируют его концом 1836 года. Пушкин на этом портрете выглядит напряженным, усталым, с горькой гримасой на губах. Художник подписался инициалами «И.Л.». Его имя удалось расшифровать лишь в 70-е годы нашего века: Иван Линёв — оказалось, что у художника вологодские корни.

Вологодский дворянин Иван Логинович Линев принадлежал к старинному роду, известному еще со времен Ивана Грозного, — рассказывает Аринин. — Иван Логинович служил в Сумском гусарском полку, за храбрость в войне с Наполеоном награжден золотой саблей и вышел в отставку полковником. Летом жил в своем поместье Дубово на Вологодчине, а на зиму уезжал в Петербург, где имел собственный дом на 2-й Итальянской улице. В этом доме у Линева, знатока литературы и живописца-любителя, квартировала семья Ивана Сергеевича Тургенева и частенько гостил Василий Андреевич Жуковский. Сохранились две записки Жуковского Пушкину, в которых он просит Александра Сергеевича позировать живописцу. Имя живописца не названо, но вероятнее всего, это был Линёв. Материальных проблем, как было с книгой у крестника «Известий» теперь нет. Постановку спектакля по его пьесе профинансировала администрация области.

Виктор Филиппов.

linev 004Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина.

«Одно изображение Пушкина до сих пор остается полной загадкой — это его портрет работы И. Л. Линева,— писал в 1938 году искусстйовед И. Зильберштейн,— Ни история его создания, ни время написания, ни его происхождение до сих пор, по существу, нам неведомы, как ровно ничего не известно об этом авторе».

Но прошло тридцать лет, и московский электротехник, профессор С. М. Куликов — поклонник Пушкина и любитель поэзии — выяснил кое-что о Линеве. Из небытия предстал перед нами прекрасный русский человек Иван Логинович Линев, полковник, командир Сумского полка, награжденный за храбрость золотым оружием.

Он был знаком с В. Жуковским. И. Тургеневым, А. Пушкиным. В своей усадьбе Дуброво он построил храм и сам расписал его стены картинами на библейские темы. Все это потом таинственным образом было уничтожено. и до нас дошел только его главный труд — последний прижизненный портрет Пушкина.

Поэт изображен с любовью и сочувствием, но без малейшей идеализации: уже немолодым, начинающим лысеть человеком, уставшим, с очень грустным взглядом. Таким был Александр Сергеевич незадолго до гибели…

Что-то странное происходило с этим портретом: он то пропадал, то снова обнаруживался, вокруг него возникали какие-то необъяснимые версии и легенды. О них писатель В. Аринин впервые поведал в своей книге «Неразгаданные тайны Пушкина».

Комментарии (1)

  • Богданов Владимир Игоревич:

    Репродукция какая-то странная, с работой Линёва не схожая.
    Много расхождений при сопоставлении (причёска. уши не те, баки. завитки,
    горбинка носа, плотность волосяного покрова и пр.)
    Узнать бы источник. ВИБ

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта