Тутунов Андрей
Тутунов Андрей Андреевич (1928) -советский российский художник. Окончил МТХИ им. Сурикова. Заслуженный художник РСФСР.
Андрей Тутунов в зале «Замоскворечье».
Сейчас тема русской провинции стала у художников реалистической школы чуть ли не заглавной. Повальное наваждение — искать «истину» в том числе и творческую, в старинных городках, в ярмарочных селах, в деревенской глуши. Этот интерес, правда, довольно своеобразен. Иногда кажется, что провинция чуть ли не сплошь состоит из церквей, монастырей, скитов, послушников и богомольцев. Создается впечатление, что подобными изображениями и ограничивается влечение живописцев к существу сегодняшней жизни далеко от Москвы. В крестьянские избы стопичных авторов как-то не заманишь. Вот так и получается, что наша провинция на картинах выглядит «в глянце» да еще порядком облагороженная церковным перебором. Хотя как действительно она живет, а скорее, прозябает, знают вое. И не по картинкам.
Первый снег 1959 год.
Живет вот так, как я это увидел на выставке произведений народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств Андрея Тутунова. Она открылась в государственном выставочном зале «Замоскворечье», что расположился недалеко от станции метро «Шабаловская» на Останкикской набережной. Выставка небольшая, камереная и в общем состоит из работ знакомых, виденных раньше. Но на ней окунаешься в истинную русскую провинцию, какая она есть на самом деле. Без надоевших упований на милость Божию и обещания начальства, без свежевыкрашенных куполов и заборов. Видишь ее повседневность изнутри, из темных изб и от крестьянских обеденных столов.
Коренной москвич Андрей Тугунов, отметивший в прошлом году свое 80-летие, после окончания в 1954 году Сурикова «ушел в леса» выбрал для себя провинцию плавной темой, и лучшие его картины семидесятых стали отечественной классикой -«Сполох над Окой», «Вологодская деревня ночью», «Торжественная ночь над Торжком», «Гроза над тверскими амбарами»…
Он остро и трепетно чувствовал тверские грозы от первых их приближений еще в безоблачном небе до громоподобных низвержений. Умел соотносить эти состояния природы с человеческими чувствами, сумеречными переживаниями, тревожными ожиданиями. В его работах перед нами встают не только мрачные леса и бурные небеса, но сам человек со своими страстями, неистовством, дерзостью и сердечными смятениями.
Церковь Александра Невского в Переяславле 1980 год.
На полотнах Андрея Тутунова — люди, все мы, знакомые и неведомые. Есть и он сам — мятущийся человек, ищущий ответ на многое вопросы, талантливый мастер, предсказатель во гневе и святости. Каждая «грозовая» картина — странный и страшный, трагический, ведомый нам земной мир, и мир совершенно неисповедимый.
Андрей Тугунов умеет видеть, чувствовать, осмыслять нашу провинцию «изнутри. Не ту, умильно раскрашенную на «святочных» картинках, которые экспонируются на многих выставках. А другую — подчас грустную, печальную, безотрадную и горестную. Ту, которую он и показал на выставке в зале «Замоскворечье»: Здесь я увидел и знакомые прежде картины, и вновь исполненные — художник продолжает активно работать. Правда, гроз и сполохов нет. Но, быть может, потому, что экспозиция ограничена размерами зала. Или оттого, что мне она показалась грустной, отчужденной и горестной. Тут не до стихий.
Евграф КОНЧИН