Тутунов Андрей

Тутунов Андрей Андреевич (1928) -советский российский художник. Окончил МТХИ им. Сурикова. Заслуженный художник РСФСР.

Андрей Тутунов в зале «Замоскворечье».
Сейчас тема русской провинции стала у художников реалистической школы чуть ли не заглавной. Повальное наваждение — искать «истину» в том числе и творческую, в старинных городках, в ярмарочных селах, в деревенской глуши. Этот интерес, правда, довольно своеобразен. Иногда кажется, что провинция чуть ли не сплошь состоит из церквей, монастырей, скитов, послушников и богомольцев. Создается впечатление, что подобными изображениями и ограничивается влечение живописцев к существу сегодняшней жизни далеко от Москвы. В крестьянские избы стопичных авторов как-то не заманишь. Вот так и получается, что наша провинция на картинах выглядит «в глянце» да еще порядком облагороженная церковным перебором. Хотя как действительно она живет, а скорее, прозябает, знают вое. И не по картинкам.

tutunov2

                                                                                                  Первый снег     1959 год.

Живет вот так, как я это увидел на выставке произведений народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств Андрея Тутунова. Она открылась в государственном выставочном зале «Замоскворечье», что расположился недалеко от станции метро «Шабаловская» на Останкикской набережной. Выставка небольшая, камереная и в общем состоит из работ знакомых, виденных раньше. Но на ней окунаешься в истинную русскую провинцию, какая она есть на самом деле. Без надоевших упований на милость Божию и обещания начальства, без свежевыкрашенных куполов и заборов. Видишь ее повседневность изнутри, из темных изб и от крестьянских обеденных столов.

Коренной москвич Андрей Тугунов, отметивший в прошлом году свое 80-летие, после окончания в 1954 году Сурикова «ушел в леса» выбрал для себя провинцию плавной темой, и лучшие его картины семидесятых стали отечественной классикой -«Сполох над Окой», «Вологодская деревня ночью», «Торжественная ночь над Торжком», «Гроза над тверскими амбарами»…

Он остро и трепетно чувствовал тверские грозы от первых их приближений еще в безоблачном небе до громоподобных низвержений. Умел соотносить эти состояния природы с человеческими чувствами, сумеречными переживаниями, тревожными ожиданиями. В его работах перед нами встают не только мрачные леса и бурные небеса, но сам человек со своими страстями, неистовством, дерзостью и сердечными смятениями.

tutunov1Церковь Александра Невского в Переяславле     1980 год.

На полотнах Андрея Тутунова — люди, все мы, знакомые и неведомые. Есть и он сам — мятущийся человек, ищущий ответ на многое вопросы, талантливый мастер, предсказатель во гневе и святости. Каждая «грозовая» картина — странный и страшный, трагический, ведомый нам земной мир, и мир совершенно неисповедимый.

Андрей Тугунов умеет видеть, чувствовать, осмыслять нашу провинцию «изнутри. Не ту, умильно раскрашенную на «святочных» картинках, которые экспонируются на многих выставках. А другую — подчас грустную, печальную, безотрадную и горестную. Ту, которую он и показал на выставке в зале «Замоскворечье»: Здесь я увидел и знакомые прежде картины, и вновь исполненные — художник продолжает активно работать. Правда, гроз и сполохов нет. Но, быть может, потому, что экспозиция ограничена размерами зала. Или оттого, что мне она показалась грустной, отчужденной и горестной. Тут не до стихий.

Евграф КОНЧИН

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары