Скородумова Таисия

Скородумова Таисия Николаевна (1928) — советский российский художник-график. Окончила Суриковский институт.

skorodumova1

 

 

Дождь. Косой, промозглый. Угрюмая осенняя река. По лужам тяжело ступает женщина в черном под большим намокшим зонтом. О чем хочет поведать художница? Об одиночестве? Старости?

Мое знакомство с творчествомТаисии Николаевны Скородумовой началось с этой маленькой линогравюры. Образ неуютной поздней осени с ее сырыми корявыми деревьями, прозрачным — до ледяного небом и печальным женским силуэтом будил грустные мысли и вместе с тем необычайно притягивал. Три цвета, и такая выразительность, что невозможно было отвести глаза, отвернуться и забыть. Я говорю художнице о своем впечатлении от увиденного. Таисия Николаевна, скупо бросив: «Ранняя работа».— веером разбросала по полу мастерской листы цветных, более поздних гравюр. Светящиеся белоснежные ромашки с нежными желтыми глазками, ветки расцветшего багульника в простой стеклянной банке… Таисия Николаевна прежде всего график. А исток ее творческой жизни — в школьных уроках рисования. Учитель сумел увидеть талант в рисунках первоклассницы. Потом была художественная школа в Лаврушинском переулке в Москве, затем в Башкирии, куда были эвакуированы в первый год войны юные москвичи-художники. Там, в Башкирии, не приходилось искать натуру: каждый кусочек богатой природы будто сам просился на полотно.

skorodumova5Черкизово строится.

skorodumova3Ромашки.

skorodumova4Карпаты.

skorodumova6Третьяковская галерея.

Таисия Николаевна и сейчас, по-моему, не растеряла этой детской жадности —рисовать все, что видишь. Может быть, именно поэтому от ее работ веет теплом узнаваемости.

Вот еще одна из первых линогравюр, созданных сразу по окончании Московского государственного художественного института имени Сурикова,—«Ночное окно». Смотрю на этот теплый свет, струящийся из окна.
и возникает ощущение. что это я стою в сумерках заснеженного сада, у старого бревенчатого дома. А свет этот, обтекая голые фруктовые деревья, причудливо расплывается на снегу…

skorodumova2

Сравнительно недавно яркая, праздничная акварель заняла равное со скупой на цвет графикой место в творчестве художницы. Оранжевые, как брызги солнца, ноготки на белой салфетке, закарпатская осень, насыщенная золотом и изумрудной зеленью.

— Много путешествую.— рассказывает Таисия Николаевна,—побывала в Средней Азии, на Севере, в Прибалтике, в городах-героях на Черном море.

Последние акварели — морская тема. На рабочих рисунках—маленькие сценки из жизни приморских городов; ремонт судов, засолка и сушка рыбы, починка сетей…

— В южных городах дворики все-все разные,—с видимым удовольствием вспоминает Таисия Николаевна,—в каждом особая жизнь течет. В Керчи к праздникам хозяева всегда белят дома, а окна газетами завешивают. Так интересно!

«Интересно», «грустно-, «одиноко», «радостно»… И настроения эти, такие личные и меняющиеся, живут в ее работах. Глядя на гравюры и акварели, именно это состояние прежде всего и воспринимаешь. Чувствуешь его, понимаешь и невольно заражаешься им.

Таисия Николаевна любит Крым, об этом можно бы ее и не спрашивать.

В матово-белых с голубизной акварелях столько нежности к этим будто морем вымытым городам, к их булыжным улочкам, к их трудовому люду.

Видеть в естественном и привычном прекрасное — не главная ли это черта человека, творящего искусство?

Г. МАШТАКОВА

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта