Скерсис Виктор

В московской Галepee Марины Гончаренко «GMG» в Леонтъееском переулке открылась выставка живущего между Россией и Америкой художника Виктора Атанасовича Скерсиса  (1956)  «Искусство — это ОГОГО!» Представитель среднего поколения московских концептуалистов, Виктор Скерсис начинал свою художественную карьеру в образовавшейся в 1974 год группе «Гнездо» которую он создал вместе с Михаилом Федоровым-Рошалем и Гённадием Донским, соучениками по художественной школе. Деятельность «Гнезда» заключавшаяся в основном во всевозможных абсурдистских акциях и хеппенингах, но широкой публике ставшая известной прежде всего благодаря объектам «Железный занавес» и «Communication Tube» снявшимся в фильме «Асса» Сергея Соловьева представляла собой и продолжение соцарта, и своего рода критику московского романтического концептуализма первой волны, высоко-лобости, сентиментальности и некоторой литературности которого «Гнездо» и противопоставило свои неодадаистские акции, в 1970-е годы бывшие вполне актуальными и по международным меркам. Все дальнейшее творчество Виктора Скерсиса будь то его сотрудничество с другом концептуалистом среднего поколения, Вадимом Захаровым, в рамках появившегося в начале 1980-х дуэта «СЗ» или его нынешние сольные проекты, также является, как и подобает концептуализму, «искусством для искусства» и «искусством про искусство; но воплощеным в отнюдь не занудной, а, напротив, гротескно-парадоксалистской форме. Причем полемического запала Скерсиса, готового дискутировать как с московскими коллегами по концептуальному цеху, так и с мировой традицией современного искусства, хватает на несколько выставок в год. Его сольная экспозиция в «GMG Galery» открылась сразу после закрытия проекта в «Stella Art Foundation» под названием «Художник и его модель» состоявшего из двух частей — персональной ретроспективы Скерсиса в Скарятинском переулке и совместной с Юрием Альбертом и Андреем Филипповым выставки на Мытной улице.

skersis1На выставке.

Скерсис готов объяснять непростую логику современного искусства с терпением добросовестного учителя — но не прописями на доске, а надписями на заборе. Этот самый дощатый забор, уже фигурировавший в прошедшей год назад выставке Скерсиса, Андрея Филиппова и Юрия Альберта в залах Культурного центра «ПROEKT FAБRИKA» теперь буквально преграждает зрителям вход на выставку в «GMG Gallery» Проникнуть в экспозицию можно двумя способами. Через калитку с засовом, заплатив 10 рублей, или же совершенно бесплатно — через проломанную рядом дыру, без которой, естественно, ни один русский забор не обходится, пусть даже и воздвигнутый в галерее современного искусства. Протиснувшись через отверстие, зритель оказывается под огромным дощатым же столом, рядом с которым стоит такой же великанский стул, и, по замыслу художника, должен почувствовать себя в сказке про трех медведей, а точнее, в медвежьей школе, где преподают то ли азбучные истины медвежьего бытия, то ли опять-таки азы современного искусства Тут есть картны-таблицы с клубничкой и морковкой с надписью «вкусно» с пилой и молотком и надписью «не вкусно’,’ школьная доска с девочкой и медведем и корявыми буквами «Машенька, сладенькая моя’ и «Ужасы зимней спячки» представляющие, видимо, образы медвежьих кошмаров — обнаженных скотниц в буденовках и с винтовками, отсылающих к самым ранним соц-артистским полотнам Скерсиса начала 1970-х. Здесь же — выполненные в совсем другой, мрачновато-элегантной эстетике классических медицинских энциклопедий изображения различных костей и черепов, с легкой руки Дэмиена Херста вновь занявших почетное место в иконографии современного искусства Эти анатомические образы отсылают к вынесенной в эпиграф экспозиции хрестоматийной реплике пушкинского Сальери: «Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию? Впрочем, анатомию современного искусства Скерсис объясняет медведям. В этом, конечно, можно усмотреть аллюзию на классическую акщю Йоэефа Бойса»Как объяснить искусство мертвому зайцу» но, кажется, в медведе все же проще увидеть привыч-ньй национальный тотем. А урок, который Скерсис дает не только публике, но и себе, это — навык аналитического концептуального искусства, преподанный русскому сознанию. И лекция проходит не вполне по плану. Ведь трудно избавиться от подозрения, что из двух путей в искусство — легитимной «калитки» и анархистской «дырки в заборе? интеллектуальной логики и интуитивного «нутра? международного аналитического концептуализма и московского «романтического» — русский художник неизбежно выберет «дырку в заборе» Так что, покинув «медвежью шгалу» и поднявшись на второй этаж галереи, зритель обнаружит набор крайне далеких от «алгебры» работ Например, попотно’Кони пляшут гопака? изображающее лошадей, танцуюимх на задних ногах, и лубочные картины с гармонистом и ложкарем. А заканчивается выставка этакой неизбывной русской живописью — сине-зелеными. беспредметными, но пейзажными картжами в духе лирического до полной беспредметности импрессионизма. Вместо этикеток рядом с ними висит с табличка с надписью от руки: «Ушел в глухую несоэнанку? И попробуй найди обратный путь — хоть через дырку в заборе, хоть через калитку за 10 рублей.

Ирина Кулик.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта