Мосийчук Анатолий

Судьба Анатолия Мефодьевича Мосийчука (1942)  во многом типична. В ней отразились судьбы целого поколения, пережившего войну, психологическую ломку «хрущевской оттепели», моральную депрессию застойного периода и нынешнюю перестройку.

 

Медленно отвыкая от конъюнктурных стереотипов недавнего прошлого, мы по инерции продолжаем делить наше искусство на «официальное» и «неофициальное», на «красное» и «белое» с той лишь разницей, что их герои как бы поменялись местами. С позиций прежних лет московского художника Анатолия Мосийчука можно назвать типичным представителем «официальной» культуры.

Действительно, вскоре после окончания Строгановки в 1970 году он становится участником почти всех крупных московских, республиканских и всесоюзных выставок. Получает ответственные государственные заказы: оформление станций столичного метрополитена — «Бабушкинская», «Нахимовский бульвар», «Крылатское», «Владыкино», создание в Гамбурге памятника погибшим в нацистских лагерях советским гражданам и других престижных объектов.

Поколения.

За ним прочно утверждается репутация одного из лидеров отечественного монументального искусства.

Женщины.

Но неожиданным откровением стала прошедшая в Центральном Доме художника в Москве выставка станковой живописи, скульптуры и графики, высветившая новые грани творческого дара Мосийчука. Посетители не скупились на восторженные эпитеты, критики подчеркивали особый драматизм и символический смысл его произведений.

Полёт.

Работы Мосийчука подобны притчам, но в них отсутствует назидательность. Они полны неосознанных воспоминаний и предчувствий. Ощущение внутреннего напряжения, изначально возникающее у зрителя, внезапно сменяется умиротворенным созерцанием полуфантастических образов.

Сон.

Мосийчук не перегружает полотна персонажами и деталями, внешне они немногословны, даже скупы. Действие их — в движении цвета, пластике форм, в источниках света. По сути дела, герои этих полотен — не что иное, как плод воображения художника.

Чудной.

 Но так ли далек он от нашей действительности, от сегодняшних проблем? Напротив, он реагирует на них как философ, пытающийся осознать происходящее на уровне глобальных проблем.

Композиция №8.

Очевидно, поэтому Мосийчук и обращается к художественной традиции, к классическому наследию, к образным открытиям искусства XX века.

Кибитка.

Он не скрывает своих пристрастий и эстетических предпочтений. Но при этом художник не копирует известные образцы, а творчески исследует, осмысливает опыт предшественников. Так, в некоторых живописных работах, полных гротескной глубины и силы, угадывается импульсивное воздействие полотен Франсиско Гойи, а в ряде монотипий чувствуется прочная связь с традициями отечественной художественной культуры конца двадцатых — начала тридцатых годов.

Соло.

В отрыв.

Закат.

Домики.

Художник не стремится дать ответы на множество вопросов, стоящих перед нами сегодня, он не претендует на роль мессии, он лишь взывает к сердцу и разуму, пытаясь пробудить в нас чувства благородные и возвышенные.

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство». Следуя пушкинской мысли, Анатолий Мосийчук пытается показать своим зрителям, как отличить подлинное от мнимого, не утратить свое человеческое достоинство и не попирать достоинство других.

АЛЕКСАНДР РОЖИН

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары