Дисней Уолт

 

Уолт Дисней — американский режиссёр, художник, продюсер.

Открыл Диснейленд в Калифорнии в 1955 году.

 

В Европе в начале двадцатых годов прошлого века появились режиссёры — создатели так называемого абстрактного фильма -Виккинг Эггелинг, Фернан Леже, Вальтер Рутман. Они изготовляли неслышимые «вертикально-диагональные симфонии», «фуги», «мотивы», состоявшие из ритмичного движения в определенном темпе геометрических («чистых», то есть «свободных» от всякого смысла), форм и линий. Позже, с появлением звукового кино, перед ними открылась возможность соединять «зримую» музыку со слышимой. Поэтому когда в 1940 году Уолт Дисней поставил свой фильм «Фантазия», состоящий из больших фрагментов симфонической музыки, сопровождаемой движущимися рисунками, это не стало открытием, но удивило многих поклонников прославленного мультипликатора.

Кадр из фильма Уолта Диснея «Фантазия»

Дисней работал над «Фантазией» совместно с дирижером Леопольдом Стоковским, заинтересовавшимся поиском путей поэтичного воплощения серьезной, классической музыки в зримые образы. Такие образы могли бы содействовать проникновению в глубину музыкальных произведений, подобно тому, как картинки помогают лучше понять текст книги. Привлекали его также богатые технические силы кино в записи и воспроизведении звука. Стоковский впоследствии говорил об этом и приводил примеры чисто музыкальных эффектов, достигнутых в «Фантазии». В «Грозе» «Пасторальной» симфонии Бетховена встречаются краткие, но выразительные, полные волнения и тревоги звучания фагота, кларнета, гобоя. Но в концертном зале их не удается услышать, так как весь оркестр в этот момент играет фортиссимо. Стоковский пришел в восторг, когда в «Фантазии» при помощи техники записи удалось эти три инструмента сделать хорошо слышимыми. Опыт работы над фильмом Диснея привел дирижера к уверенности, что звуковое кино в силах покончить с понятием «неосуществимого» для замысла композитора. На экране сменяются расплывчатые очертания арфы, трубы, скрипки. Солируют скрипач, контрабасист. Дирижер, управляя оркестром, поднимается все выше, выше. Он словно парит в облаках… Облака ритмично пронизывают яркие стрелы. Это кончики смычков. Среди световых бликов и пятен трепещут линии, прямые и волнистые нити струн. Они извиваются в такт музыке, полыхают, подобно сверкающему северному сиянию. Звучат заключительные такты фуги И.-С. Баха. По-иному поданы фрагменты из балета «Щелкунчик». Музыке Чайковского оказался «созвучен» танец изящных женских фигурок с прозрачными, как у стрекоз, крылышками. А в «Вальсе цветов» лепестки падают на воду и плывут, вращаясь, словно пачки балерины.

Балетный фрагмент из оперы Понкьелли «Джоконда» передан также танцами, но в комическом плане. Главным исполнителем стала «королева страусов», наряженная балериной. С изощренной виртуозностью и смешной манерностью «любимицы публики» она демонстрировала «высоты» балетного искусства. Со свойственной Диснею изобретательностью он высмеивал самодовольных танцовщиц.

Зрители хорошо приняли «Фантазию», но, конечно, далеко не так, как «Белоснежку» или даже «Пиноккио». Но и сегодня, спустя полвека после выпуска, фильм иногда, то тут, то там, снова появляется на экране, что свидетельствует о неутраченной способности фильма вызывать интерес к такому необычному музыкальному зрелищу.

Э. Арнольдц

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары