Самохвалов Александр

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971) — выдающийся советский живописец, график, иллюстратор. Жил и работал в Ленинграде.

samohvalov5

Девушка в футболке.   1932 год.

Кто была Мона Лиза Джоконда и почему написал великий художник ее портрет? Многое отдали бы историки искусства, чтобы получить не внушающий сомнений ответ на этот вопрос.

Впрочем, подобные вопросы возникают не только при встрече с работами старых, прославленных мастеров, но и при знакомстве с шедеврами советской живописи И мы, искусствоведы, по мере сил и возможностей пытаемся на них отвечать. Вот и сегодня мне хочется познакомить с некоторыми доселе неизвестными или недостаточно известными обстоятельствами рождения одного из самых замечательных образов нашей живописи—»Девушки в футболке», принадлежащей кисти А. Самохвапова.

Я не случайно вспомнил Мому Лизу. «Советской Джокондой» окрестили «Девушку в футболке», едва она появилась в залах ленинградского Русского музея. И думаю, не только потому, что живописный строй картины во многом близок классическим образам итальянского Возрождения. В этой композиционно удивительно цельной работе проглядывают такие свойства натуры, которые сближают ее с творением Леонардо да Винчи: соединение женственности и силы, характера и интеллекта, сочетание собранности и внутренней свободы. Сближает эти образы еще и то. что советский живописец сумел внести в портрет своей современницы ту степень обобщения, которая дает возможность видеть в нем типический образ человека определенной эпохи.

Кто же она, эта девушка?

Мы знаем, что в основе лучших картин Самохвалова всегда определенный человек, существовавший в реальной действительности.

samohvalov4Портрет дочери.

Живописец сам не раз говорил об этом, придавая факту достоверности огромное значение.

samohvalov2Спартаковка.

Он мог с увлечением рассказывать о чудесной спортсменке Жене Дударевой, с которой писал свою «Спартаковку»,

samohvalov6Молодая работница.

о «Молодой работнице»—женщине трудной судьбы, приехавшей в Ленинград из мест, где жестокие бои с белыми оставили лишь пепел от ее мирного дома. С волнением вспоминал художник и «Работницу с напильником», запечатленную им с поразительной силой, но именно такой, какой он увидел ее в одном из цехов «Печатного Двора».

От этих образов и их моделей прямой путь лежал к «Девушке в футболке», хотя она знаменует собой иную, новую ступень в творчестве мастера. «Подвинулось время. Драматизм таких вещей, как «Работница с напильником», перерастает в торжествующее утверждение современного образа в «Девушке в футболке»,—писал мне в свое время сам художник.

Касаясь жизненных истоков «Девушки в футболке», исследователи справедливо упоминают сложившийся к началу 30-х годов определенный тип советской молодой женщины, вдохновивший не одного крупного мастера и в литературе, и в театре, и в кино, и в живописи, и в массовой песне. В качестве аналогов самохваловской девушки называют известных героинь книг — Ю. Германа. В. Катаева. Н. Погодина. А. Афиногенова. полотен А. Дейнеки. Ю. Пименова и других.

samohvalov3После кросса.

У каждой из этих героинь были свои прототипы. Был он и у «Девушки в футболке». Имя ее—Евгения Петровна Адамова. Она жила в городе Игрень. Днепропетровской области, до самой своей кончины (май 1977 г.) и охотно отвечала на письма тех, кто интересовался ее причастностью к созданию картины. Такую переписку Евгения Петровна называла «встречей с юностью». С присущей ей скромностью она мало говорила о себе, всячески подчеркивая заслугу художника и счастливое стечение обстоятельств. «С А. Н. Самохваловым я была очень дружна,—писала мне Е. П. Адамова. — жили мы с ним в одном доме в Ленинграде много лет. Дома я носила футболку, Александр Николаевич часто видел меня в ней. Как-то он попросил позировать ему для картины. Я согласилась, и вот получилась «Девушка в футболке».

Иначе видел ее роль в создании картины сам художник. «Девушка в футболке»—это действительно существовавшая Евгения Адамова. Она была женой партийного работника, впоследствии геройски погибшего на подводной лодке во время Великой Отечественной войны. Сама—учительница средней школы. Во время войны участвовала в партизанском движении на Украине. Личность необыкновенно яркая. Это я уже тогда видел и, хотя не мог. конечно, предугадать ее славную судьбу, чувствовал. что в ней воплотились многие прекрасные черты моей современницы. что это девушка, каких раньше не было и быть не могло. Словом, я увидел в ней такую девушку, которая могла стать символом нового, и написал ее Стремился сохранить сходство. Но что-то. конечно, добавил и от себя»,—рассказывал Самохвалов.

В чем оно, это «от себя»? Видимо, ответить на этот вопрос можно лишь при сравнении картины с реальным обликом Е. П. Адамовой, каким он был в начале 30-х годов. Естественно, мне захотелось увидеть ее фотографию, сделанную в ту пору. И я написал ей об этом. К счастью, Евгения Петровна нашла у себя такую фотографию и любезно прислала ее мне. Глядя на нее. можно, пожалуй, сказать что модель гораздо красивее самохваловской героини. Но художник отнюдь не ставил перед собой задачу передать асе обаяние внешнего облика Е. П. Адамовой. Главным для него было не только раскрыть силу и красоту ее незаурядного характера, показать ее на редкость цельный духовный мир. но и типизировать, приблизив к собственному представлению о современной советской женщине. Самохвалов сознательно преуменьшил мягкую женственность модели, чтобы ярче и звучнее выявить волевое начало своей героини

Но лучше посмотрим на саму картину.

Противопоставление строгого лица девушки энергичному повороту корпуса сразу вводит нас в динамический ритм произведения. Фигура, рельефно выделяющаяся на серебристо-серой глади фона, кажется отлитой из благородного металла. Особенно хороша голова Ее четкий силуэт, как бы вписанный в невидимый круг, строго делится по вертикали на три почти равные части. Тонкие, ясно очерченные линии узкого разреза глаз, бровей. плотно сжатого рта, идеально прямого носа, скульптурных прядей золотых волос сообщают образу горделивость. значительность и одухотворенность. В математически точном построении образа особенно ощутима та связь с произведениями искусства Возрождения, о которой я говорил в начале этой статьи. И вместе с тем картина вполне современна. Мы чувствуем это и в смелой открытости взгляда, и в резко отброшенных прядях коротко остриженных волос, и наконец, в столь характерной для советской молодежи того времен одежде—футболке. В ряде произведений живописи 30-х годов футболка (или майка) обретает роль символа чего-то нового, передового, так же как в 20-е годы воспринималась красная косынка на голове «Работницы», «Делегатки», «Ударницы», «Комсомолки».

Подчеркивая современность, новизну своей «Девушки в футболке», Самохвалов писал: «Ее прозвали «Советской Джокондой». Я помалкивал, но в душе меня не радовало это… У этой девушки не было еще улыбки, но если бы она появилась, то она была бы совсем другой улыбкой—улыбкой готовности к действию. Динамичность и в то же времямо нументальность «Девушки» великолепно выражена всем колоритом картины, написанной маслом и темперой. Основу цветового эффекта полотна составляет ритмическое чередование чёрных полос и белых просветов футболки. Это усиливает общую динамическую остроту образа. И вместе его монументальность, ибо широкие строго вертикальные полосы сообщают портрету особую твердость, устойчивость. И как бы в противовес этому лицо девушки, при всей своей энергичной собранности не лишенное тонкогo лиризма, написано в более мягких и теплых тонах. Строгое сочетание умбристых и охристых красок, черного и белого оживлено двумя яркими (красным—губы и лиловым—юбка) пятнами. Эта высокая гармония сообщает портрету внутреннее свечение, усиливающее общую одухотворенность образа. Мера художественного обобщения в картине Самохвалова столь высока, позволяет нам поставить ее в один ряд с лучшими портретами в отечественном да, пожалуй, и в мировом искусстве. Здесь мы находим то, что учитель А. Самохвалова Петров-Водкин называл «неповторимым» или «мировым» типажом. Неповторимость «Девушки в футболке», остро чувствовал и сам автор. Он мне: «Самое странное и для самого непостижимое в ней то, ни повторить, ни развить концепцию этой вещи в какой-либо другой мне так и не удалось. Я начинал многое и неизбежно сбивался на другую волну».

Картина «Девушка в футболке» 6ыла приобретена Русским музеем. А на выставке в Париже—удостоена золотой медали.

И нынче жизнь замечательной картины продолжается. В несметном числе репродукций (а иногда и в оригинала путешествует по разным странам, все чаще выходит на страницы искуствоведческих трудов, прямо косвенно способствует рождению иных образов, хотя и не посягающих на неповторимость, но во многом ей близких. Сфера ее влияния не ограниется одной лишь живописью. Незадолго до своей кончины Самохвалов рассказывал с большим волнением, что в одном из сравнительно недавних фильмов (экранизация романа-хроники В. Катаева «Время, вперёд») появилась героиня в футболке, очень похожая на его «Девушку», картина «Девушка в футболке написана несколько десятков лет тому назад. Однако подобно всем высоким произведениям искусства она волнует зрителя и сегодня и будет волновать завтрa.

Ей предназначена долгая, очень счастливая жизнь.

Леонид Зингер.

samohvalov7Верблюд.   1921 год.

В звезде рубиновой,как в призме,
Дороги сходятся, лучась…
Россия. Родина. Отчизна —
Прочна понятий этих связь.
Она прочна и нерушима,
Как сила братского родства.
Как хлеб и соль — необходима,
Как сущность сложности — проста.

Людмила Татьяничева

 

Девушки с полотен Самохвалова—целый мир, огромный, сложный, как сама жизнь, ни в одном произведении не повторяющийся и всегда прекрасный, полный энтузиазма, романтики, чистоты…

Спортсменка с ядром и метростроевка у бетоньерки словно шагнули к нам из тех, тридцатых, овеянных легендой и славой первых пятилеток. Они возводили Днепрогэс и Магнитку, осваивали трактор, достигали стахановских рекордов. А в 41-м уходили добровольцами на фронт, были радистами, пулеметчицами, выносили раненых с поля боя или самоотверженно работали в тылу.

У самохваловских героинь лицо эпохи. Сильные, привлекательные своей здоровой, естественной красотой, они олицетворяют юность Страны Советов. Глядя на них. будто слышишь бодрые звуки популярных тогда песен: «Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы счастия ключи»—так пели они о себе.

В 1934 году художник попал на строительство московского метро и был совершенно потрясен «энергичной, беспокойной и такой любовно коллективной работой этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена». «Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом.—с восторгом писал он.— И каждое их движение было монументально как песнь о великом механизированном труде». Вдохновение взволнованность, эмоциональный подъем, с которыми работал художник, передавались движению кисти: острые, смелые мазки оставляли на листах летящие, неожиданные ритмы, беспокойные. трепетные, рождавщие живой. жизненный образ. Он создал десять огромных двухметровых акварелей — «Девушки Метро-строя». Увидев одну из них. А. Дейнека воскликнул: «Она как богиня, и все-таки она наша, русская девчонка!»

Другая—у бетоньерки, среди рабочей грязи и пыли — как на празднике. И эти кокетливые голубые бусы на загорелой шее. царственная осанка, спокойный взгляд ярких, блестящих глаз говорят о радостном приятии нелегкого бытия, о гармоничном ощущении мира.

samohvalov13Девушка у бетоньерки.

Состояние радости было естественным для всего творческого существования живописца. Свой любимый символ — радугу — он расшифровывал как дугу радости. И даже один из ранних циклов картин, задуманных, но до конца так и не осуществленных, хотел назвать «Радость жизни».

Упоение молодостью, свободой крепкого тела ощущается прежде всего в работах, посвященных занятиям спортом, которые он поэтично называл «хождением к солнцу». «Я любил физкультуру именно как культуру здорового человека, жизнелюбивого и жизнерадостного,— записывал художник.—Для меня физкультура была той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей, которая воспитывала любовь к человеку, к солнцу, к природе, к миру для всех».

«Девушка с ядром», с ее ясным и цельным мировосприятием будто впитала в себя энергию полуденного летнего светила и сама начинает излучать активность и силу. Как все творения художника. этот образ значителен, монументален. Самохвалов всегда мечтал о стенах, о больших росписях. и его произведения часто воспринимаются фреской — по манере письма, тональности, пластике. Игра рефлексов, теней, живая, дышащая плоть делают изображение словно бы трехмерным. скульптурным — так широко и раскованно мог писать только большой мастер.

samohvalov12Девушка с ядром.

Он остро чувствовал пульс эпохи и со свойственным ему живописным темпераментом отражал его в своих произведениях. Особенно восхищали его разительные и благотворные перемены в женской судьбе, которые он ощущал подобно ослепительной электрической вспышке, сверкнувшей в «Кондукторше». Это было как озарение, прозрение: могучая, грозная, таинственная сила — электричество — покоряется простой работнице. «Если бы навстречу этой кондукторше.— говорил Александр Николаевич,— попалась Афина в своей колеснице, похожей на таратайку. то смущена была бы не кондукторша, а Афина».

Впеовые Самохвалов подошел к своей теме в начале двадцатых годов. На Печатном дворе в Ленинграде выпускались его агитплакаты. и художник часто бывал в цехах. Его поражала решительность. духовная стойкость работниц, их отстраненность от мелочной суеты, стремление жить общественными делами и заботами Однажды он увидел, как одна из женщин на минуту отвлеклась, задумалась, опершись на напильник. В ее глазах были тревога и сосредоточенность. и художник вдруг представил. что она заменяет у станка мужа, ушедшего сражаться с врагами в гражданскую войну. Он написал ее и еще одну молодую работницу с одухотворенным и скорбным лицом мадонны — она приехала в город с пепелища родного дома. сожженного белыми.

Позже появилась картина «На страже Родины» — комсомолка в красной косынке с винтовкой за плечами, оберегающая покой людей и детство того беленького хрупкого малыша, который доверчиво стоит с ней рядом. Во всех этих работах был еще отзвук нелегкого времени, понимание трудности выбранного пути и готовность честно и верно служить Отечеству.

В записках, которые уже после смерти мастера вышли книгой «Мой творческий путь», часто встречаются размышления по этому поводу «Поиск современности. современных ритмов, современного цветосложения и цветовыражения обязателен». И далее, оглядываясь на пройденное, он замечал: «Чтобы творить в ритме строительства нового нам. художникам, нужно было жадно всматриваться в черты этого нового. И мы шли на новостройки, на фабрики, чтобы встретить там самих строителей нового, чтобы… средствами нашего искусства на века сохранить как пример героического подвига»

Живописец едет в Иваново, на меланжевый комбинат, пишет ткацкий цех. работниц, любуется красотой их плавных и точных движений, мягкой женственностью, сноровкой и удивительно ласковым отношением к своим станкам. Летом тридцатого и тридцать первого года он с удовольствием работал на Псковщине, писал передовиков, лучших людей коммуны «Ленинский путь». В этих портретах есть то. что и сейчас нам дорого: серьезность жизненной позиции, глубина, основательность, надежность, честь и достоинство.

Самохвалов точно чувствовал людей, которых выбирал героями своих полотен. Знаменитая девушка в футболке, прообразом которой была Евгения Адамова, учительница, жена партийного работника, во время Великой Отечественной воевала в партизанском отряде на Украине.

Эту картину окрестили «советской Джокондой» — настолько точно и убедительно передал в ней мастер представление о своей современнице. Он признавался. что его не очень радовало такое сравнение, «так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки еще не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой—улыбкой готовности к действию».

Произведение по достоинству оценили не только у нас в стране. На Международной выставке в Париже в 1937 году оно получило золотую медаль.

А за три года до этого, в Венгрии, тоже на Международной выставке, другое полотно Самохвалова — «Полевые работницы»— приобрел один из венецианских музеев.

…Героини Самохвалова останутся на века и будут рассказывать о своем, овеянном романтикой времени. Наши читатели увидят в них юность старшего поколения, свою молодость, молодость своих матерей.

Ольга Немировская.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта