Савостюк Олег

В залах Российской Академии художеств на Пречистенке открыта выставка живописи и графики народного художника России, академика, заслуженного деятеля искусств Польши Олега Михайловича  Савостюка (1927).  Выставка небольшая по масштабу для такого маститого и плодовитого мастера, зато тщательно подобранные работы отражают главные направления его творческого пути.

Совершенно неслучайно открывается она плакатами Савостюка — яркими, выразительными, броскими. Этим видом графики он стал заниматься сразу же после окончания в 1953 году Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова.

savostjuk2

savostjuk3

savostjuk4

Пристрастие было связано еще и с тем, что любимым педагогом студента, перешедшего с ретроградного отделения живописи в либеральную плакатную мастерскую Суриковки, стал легендарный Михаил Черемных, соратник Владимира Маяковского по «Окнам РОСТА» один из создателей журнала «Крокодил». Олег Михайлович до сих пор вспоминает его с огромной благодарностью и любовью, а плакат по-прежнему остается у художника любимым жанром. Вот одна из дневниковых записей Савостюка «Плакат — своеобразная летопись человечества, зеркало своего времени. Чем точнее художник вьражает время, тем ценнее эти листы становятся в будущем… Вынести формулу события или спектакля на плакатный лист интересно и азартно. Это можно сравнить с ситуацией, когда нужно попасть в цель, имея всего один патрон? Точнее не скажешь!

Действительно, по плакатам Савостюка можно восстановить наиболее значительные, достопамятные или комичные события ушедшего времени. Будь то освоение космоса или празднества великой Победы, общественно значимые факты и надуманные проблемы повседневной советской жизни (например, призыв всем превратиться в лыжников «Становись!» или переориентироваться в орнитологов «Птицы в городах — города в садах!»). Более тридцати лет Савостюк работал в содружестве со своим одногодком, тоже выпускником Суриковки, Борисом Успенским. Вместе они создавали не только плакаты-постеры, но и монументальные росписи вроде «Спорт — пооол мира» к московской Олимпиаде, выработав оригинальную, узнаваемую эстетику.

«Интересно и азартно выразил себя художник и в театральной афише. Музыка всю жизнь сопровождала искусство Олега Савостюка.Он — автор многих запомнившихся, ставших хрестоматийными плакатов к балетам и операм,
Савосток работал в непосредственном контакте с самим Юрием Григоровичем. Некоторые его афиши в дальнейшем трансформировались в самостоятельные станковые произведения. Вот, например, картина «Балерина в черном» (1972), хранящаяся ныне в Национальной галерее Варшавы и на время привезенная в Москву. Это не просто «реплика» с афиши, а сложный, многозначный образ, несмотря на простоту и лаконичность изображения: темньй фон, черное трико модели, голубое небо за окном, синий куб в углу. Впрочем, и «функциональные» афиши Савостюка являются подлинными произведениями искусства.

Как и замечательная «портретная галерея» художника, которая «монументально» представлена на нынешней выставке. Может быть, именно здесь наиболее явственно и четко прослеживается единство разножанрового творчества Савостюка-плакатиста, пейзажиста, портретиста Недаром он замечает; «Человек — это тоже природа И в природе, и в человеке всеща есть неразгаданная тайна. Эта тайна должна оставаться и в произведении художника.

savostjuk6Полёт.    1991 год.

К такой «тайне» я отнес бы прекрасную, обворожительную, элегантную, яркую «коллекцию» роскошных русских мадонн. Эти ню больше напоминают языческих богинь, античных Венер. Хотя ощутим здесь и лубок, и примитив, и даже народная игрушка Савостюк не простодушно любуется красотой обнаженного женского тела, а иронизирует над собственным эротоманством, одновременно намекая на упомянутую «неразгаданную тайну’,’ которую хранит каждая человеческая особь.

Собственно, любое значительное, талантливое произведение, что бы оно ни изображало, — всегда тайна, неведомая подчас даже самому автору. Выставка Савостюка ставит перед зрителем немало вопросов, ответы на которые далеко не однозначны. А это означает одно — его искусство продолжает оставаться живым и волнующим.

Олег Михайлович — мэтр, признанный педагог, профессор, руководитель персональной мастерской в Художественном институте имени В.И. Сурикова. Занимаясь педагогической работой с 1962 года, он воспитал несколько поколений художников, многие из которых стали признанными мастерами. Но, предельно занятый в институте, Олег Савостюк продолжает активно работать «для себя». Он — настоящий художник. И выставка в академии — тому наглядное доказательство.

Евграф КОНЧИН.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта