Савицкий Игорь

«Венок Савицкому» в «Галеев Галерее»
Каракалпакия далеко от Москвы, и посмотреть уникальное собрание музея в Нукусе сложно. Но нынче выпала редкая возможность увидеть художников, произведения которых практически отсутствуют в центральных российских собраниях. Создатель Государственного музея искусств Каракалпакстана Игорь Витальевич Савицкий  (1915-1984) воздвиг себе памятник особенный — не монумент, а целый музей. Он и назван ныне его именем. Об истории создания, о редкостных экспонатах рассказывает и показывает нынче москвичам выставка в «Галеев Галерее» Савицкий на протяжении восемнадцати лет собирал в Ташкенте, Москве и Ленинграде произведения отечественных художников 1920 — 1940-х годов — тот пласт искусства, который был отторгнут властями от советского общественно-художественного процесса, сосланы были и сами художники, и их произведения. И только благодаря подвигу собирателя и хранителя живопись, графика, скульптура самобытных и талантливейших мастеров XX столетия вошла в мировой культурный контекст.

savickij iСавицкий — художник по образованию и по собственным устремлениям -после ою»мания в 1946 году Суриковского института оказался в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, руководителем которой был всемирно известный ученый С.П.Толстов, в 1950 -1957 годах Савицкий был ее постоянным художником. Вместе с археологами и историками он открывал культуру Древнего Хорезма. Из года в год, все глубжв проникая в глубь веков, путешествуя по современной Каракалпакии, он «прикипел» к этой земле, был покорен прикладным искусством каракалпаков, которые сумели в течение веков сохранить традиции ткачества, вышивки, ювелирного ремесла. В новую, социалистическую, эпоху древние кочевники словно «отвернулись» от своего наследия. Из каждодневного обихода уходили старинные украшения в юртах, переметные сумки, коврики. Савицкий, обходя дома каракалпаков, сумел собрать достойную коллекцию прикладного искусства. И тогда возникла необходимость ее сохранения и изучения. В 1959 году создается Каракалпакский комплексный научно-исследовательский институт как филиал Академии наук Узбекистана, куда и зачисляется Савицкий в качестве научного сотрудника. Его деятельность постоянно расширяется, ему с коллегами удается показать коллекции народно-прикладного искусства в Москве, на Всемирном конгрессе востоковедов.

В 1966 году в Нукусе открывается Музей искусств, который Савицкий и возглавил. Он отказывается от квартиры в Москве и насовсем переселяется в Нукус. В новом музее коллекции Древнего Хорезма и Каракалпакии уже были сформированы, а изобразительный отдел насчитывал случайные и отнюдь не высокого качества вещи. И тогда расширяются рамки собирательства — его увлекает «забытое’,’ ненужное государству искусство — формалисты 1920 — 1930-х годов. В Самарканде и Ташкенте Савицкий с помощью Валерия Волкова — художника и сына знаменитого авангардиста Александре Волкова — находит работы «золотого» периода среднеазиатского искусства. Затем поиски расширяются уже в Москве. Московские друзья вводят его в круг наследников художников 1920 — 1930-х годов. Открывая какого-то нового автора, Савицкий приобретал, зачастую выдавая наследникам долговые расписки, все найденные работы — «гнездами» как он говорил. Музейщик-фанатик претворил в жизнь новый, как позже назовут этот метод коллеги, «монографический» принцип. Как вспоминает Ирина Коровай, квартира которой была своеобразным московским офисом Савицкого:» И начался показ. Ящик за ящиком, автор за автором… У каждого десятки, если не сотни листов и листочков, страниц из альбома… Они подобраны так, чтобы во всей полноте показать индивидуальность каждого художника… Павел Кузнецов и Роберт Фальк соседствуют с малоизвестными — Николай Прокошее и Дмитрий Лопатников».

Савицкий собрал фантастическую коллекцию довоенного советского искусства — 90 ООО единиц хранения. И это лучшая коллекция «авангарда, остановленного на бегу’,’ после собрания Русского музея, как отмечает во вступительной каталожной статье Ильдар Галеев. А ему удалось на уникальной выставке в своей галерее собрать из частных собраний работы тех же мастеров, что «живут» в Нукусском музее. Живопись и графика в экспозиции вместе с большим фактографическом материалом — фотографиями, дневниковыми записями -дают некое представление об уникальном музее. Намного полнее и изобретательнее представлен музей в каталоге-альбоме, сопровождающем данную выставку. Мастера — известные и заново открытые — представлены в алфавитном порядке, на персональной страничке дается биографическая справка, а репродукции представляют музейные экспонаты и вещи из частных московских собраний. Проведенная составителями такая огромная, кропотливая работа с коллекционерами заслуживает уважения и благодарности, а прекрасно изданный каталог станет неотъемлемым пособием для специалистов и широкого круга читателей.

Надежда НАЗАРЕВСКАЯ

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта