Рындин Вадим
Рындин Вадим Алексеевич (1902-1974) — советский театральный художник.
Ее не стало почти четверть века назад, в 1984-м. Однако сотрудники галереи — филиала Театрального музея имени А.А.Бахрушина, видимо, не задавались целью приурочить свое начинание к какой-либо дате, тем более что эта дата приходится на август месяц. Скорее всего, хотели дать возможность всем желающим «перелистать» избранные «страницы» биографии одной из наиболее любимых отечественных актрис. Подобная четкость, локальность замысла и камерные условия галереи, стиль выставки — демократичный, интеллигентный, как нельзя лучше отвечающий личности самой Раневской.
Мы же знаем, что Фаина Георгиевна была человеком скромным, не искала дополнительной публичности, критически относилась к своим достижениям, не уставая преклоняться перед талантом коллег. К числу почитаемых Фаиной Раневской актрис принадлежала и Верико Анджапаридзе. Одно из писем, адресованных легенде грузинской сцены, организаторы выставки предложили вниманию ее посетителей.
Автограф Раневской ясно различим также на рекламном плакате, предваряющем просмотр и представляющем собой портрет Раневской, который та в 1954 году подарила Бахрушинскому музею.
В.Ф.Рындин «Скоморохи». Эскизы костюмов к спектаклю А.Н.Островского «Снегурочка».
Нашлось на выставке место и выполненным хдуожником Вадимом Рындиным эскизам туалетов Зинки из «Патетической сонаты» Н.Кулиша (поставленной в 1931-м в столичном Камерном театре Александром Таировым), и подлинным костюмам героинь актрисы разных лет, и афишам ряда постановок с участием Раневской. Но «фундамент» настоящей экспозиции составили хранящиеся в фондах фотоматериалы.
Едва ли не все они эксклюзивны (особенно фотографии, отсылающие нас к образу Верди в «Лисичках» Л.Хэлман, созданному Фаиной Георгиевной в 1945-м на подмостках Московского драматического театра). И за исключением, пожалуй, «крупного плана» актрисы из «Подкидыша» Татьяны Лукашевич (его, кстати, можно наряду с «Легкой жизнью» Вениамина Дормана, «Свадьбой» Исидора Анненского, «Пышкой» Михаила Ромма пересмотреть тут же, в специально отведенном зале) практически не растиражированы СМИ.
Правда, справедливости ради, стоит заметить, что последние с некоторых пор не слишком-то интересуются профессиональной деятельностью Фаины Георгиевны, анализу ее творчества предпочитая очередной, зачастую грубо вырванный из контекста пересказ афоризмов актрисы. А выставка напоминает нам о том, что своей славой Раневская обязана не собственному остроумию, но прежде всего незаурядному актерскому дару, позволявшему и смешить публику до копик, и заставлять ее плакать, порой поднимаясь до истинно трагических высот. Как, например, в роли преданной родными детьми Люси Купер из спектакля Анатолия Эфроса «Дальше — тишина» В.Дельмар в Театре имени Моссовета, фрагментам которого отведена значительная часть выставочного пространства.
Такой же чести удостоилась и итоговая работа Фаины Георгиевны — старая нянька Фелицата в комедии «Правда -хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского (1980) в режиссуре Сергея Юрского, входившего, судя по всему, и в «ближний круг» общения Раневской. Ведь на это красноречиво «намекает» размещенная на выставке фотография, где Фаина Георгиеена запечатлена в домашней обстановке с ним и Мариной Нееловой.
К слову сказать, «жизненных» снимков здесь немного. Но те, что есть, выразительны и подчеркнуто деликатны, подтверждая воспоминания современников Раневской о природной детскости характера Фаины Георгиевны, о ее открытости окружающему миру и одновременно беззащитности перед людской жестокостью. И — о некоей, по всей вероятности, вечной загадке индивидуальности актрисы, над хотя бы частичным постижением которой нам предстоит еще немало потрудиться.
Майя ФОЛКИНШТЕЙН