Ряннель Тойво
Ряннель Тойво Васильевич (1921-2012) -советский российский художник. Учился в Омском художественном училище.
Главная черта нашего времени — созидательная, преобразу ющая деятельность, масштабы которой необычайно возросли. Мы уже видели, что отражение этой деятельности и было тем существенно новым свойством, которое появилось в молодом советском искусстве в период строительства основ социализма, с началом индустриализации страны.
Эта тема, приобретя в наши дни еще более яркое звучание и качественно иной характер, решается теперь, естественно, иными средствами; другими стали образная система, художественный язык. В современном пейзаже запечатлены и разнообразные объекты, и необычайно широкая география этих преобразований. Отражается в них и современный, во многом отличный от прежнего подход к проблеме хозяйственного освоения природы. Посмотрим, как художники воплощают эту важнейшую тему сегодня.
Котлован. Саяно-Шушенская ГЭС. 1972 год.
В картине Т. Ряннеля «Котлован. Саяно-Шушенская ГЭС» (1972) разворачивается перспектива одной из крупнейших строек века. Высокая точка зрения дает возможность охватить глазом одновременно и огромную строительную площадку с уже возведенными сооружениями, техникой, подъездными путями, и внушительную панораму долины Енисея с кручами Саян. Монументальная композиция полотна подчеркивает значительность совершающихся здесь событий. Сдержанное цветовое решение с преобладанием оттенков синего и серого усиливает ощущение суровости и холода величественного царства гор и вод. Мазки охры, передающие осеенюю окраску горной растительности, перекликаются с теплым тоном зданий ГЭС, как бы согретых прикосновением человеческих рук. В природе при всей ее мощи и замкнутости нет враждебности по отношению к людям и их труду, потому что в сюжете, избранном художником, созидательная деятельность человека не сопровождается разрушением окружающей среды. Все происходящее воспринимается как естественный процесс, в котором равноправно участвуют строители и природа.
Рождение Енисея.