Радченко Татьяна
Мелодия цвета
Гобелен — одно из самых развитых в нашем городе направлений декоративного искусства. Уверена, знатоки немало могут порассказать о его истории, о том, откуда взялся он на наших волжских землях. Впрочем, и мы лицом в грязь не ударим и назовем человека, с которого, в частности, началось увлечение гобеленом в таком учебном заведении, как лицей искусств. Кто-то, наверное, уже успел догадаться, что речь идет о Татьяне Радченко.
Когда-то Татьяна Ивановна открыла в лицее (тогда еще — в школе искусств) свой класс. А сейчас этот педагог возглавляет декоративно-прикладное отделение, получившее недавно самые высокие оценки на проходящей аттестации. Более того, состоялся первый выпуск гобеленщиков, закончивших лицей искусств как среднее специальное учебное заведение и получивших крепкую профессию. Девять девушек представили комиссии свои дипломные работы, которые были оценены на «отлично». Руководитель этих работ — Татьяна Радченко, а рецензии написал Николай Кузнецов, возглавляющий региональную организацию Сйюза дизайнеров России, руководитель самого масштабного гобеленного проекта в городе — «Райский сад», созданного для Дворца бракосочетаний.
Итак, что же получил город в лице молодых мастеров? Во-первых, действительно превосходных специалистов, горящих желанием совершенствоваться в своей профессии, а также работать во славу города. Во-вторых, весьма интересные дипломные работы, три из которых, посвященные теме города, были приобретены научно-техничесвно сотрудничающим с лицеем искусств.
Надо сказать, что такую «обойму» профессиональных гобеленщиков лицей выпускает впервые. И разумеется, мы не можем пройти мимо такого удивительного факта.
Ксения Белянинова посвятила свой гобелен теме Древней Греции — началу европейской культуры, месту, где родилось и искусство гобеленов. Мы видим все приметы давней культуры, видим богов на фоне Греции и слышим Ксению, говорящую о том, что боги существуют всегда, независимо от того, есть страна или нет.
Сложнейшую тему представила другая выпускница — Инна Дубовик, запечатлевшая на своем гобелене памятник мегалитической скульптуры «Стоунхендж» — историко-культурное сооружение, чей возраст уходит за границы новой эры. Специалисты особо отметили колорит этой работы.
Дарья Захарова, Наталья Земскова и Елена Шаховская посвятили дипломные работы родному городу, передав и его историзм («Ставрополь-на-Волге»), и его урбанистическое начало («Мегаполис»), и особый ритм («Огни Автограда»), Декоративность пластического языка, многосложность и гармония позволяют по-новому взглянуть на то место, где мы живем. Любопытным было замечание Елены Шаховской по поводу своей работы «Огни Автограда»: «Огни — это то, что осталось от людей ночью».
Разумеется в год Пушкинского юбилея гобеленщики не могли пройти мимо этого события. Ирина Рыжова представила работу под -названием «Михайловское», поразив всех ритмикой цвета, а Инна Пятибрат — триптих по пушкинским сказкам, точнее —
их царственным героиням объединив в своем замысле разные типы женских образов.
И еще о двух работах, созданных сестрами Кряжевыми. Надежда Кряжева обратилась к такой необычной теме, как первобытное искусство. Ее гобелен «Истоки» художник Сергей Дергун назвал эталоном дипломной’работы. Передает она древние наскальные рисунки, выполненные на шероховатой поверхности камня. И видятся они в спирали эволюции сквозь туманную дымку веков…
Анастасия Кряжева
Настя Кряжева тоже обратилась к древней теме. Но фантазия художника на сей раз увела в Египет, в ранние цивилизации, чьи памятники сохранились благодаря сухому климату. Поэтому мы и узнали о коптах — ткачах, создававших удивительные ткани. Когда эти изделия приходили в негодность, их выбрасывали или использовали в погребальных целях. Оттуда-то и стало известно о древнем искусстве ткачей. Настя представила композицию высокой степени сложности. Она многопланова и мастерски исполнена в цветовом отношении. Символика знаков и цвета гармонирует с общим замыслом.
Председатель Государственной аттестационной комиссии самарский художник-гобеленщик Алексей Бандура отметил, что представленные работы выполнены по масштабу как вузовские (выпускник среднего специального заведения должен представить лишь фрагмент). Но так уж поставлено дело в лицее искусства — здесь ко всему подходят серьезно и основательно.
Безусловно, интересует дальнейшая судьба выпускниц-гобеленщиц. Останутся ли они в городе, будут ли учиться дальше, откликнется ли сам город на появление в нем таких мастеров? Быть может, кому-то придет в голову создать художественно-производственные мастерские, в которых выполнялись бы особо значимые заказы, в том числе и гобеленные.
Гобелен Анастасии Кряжевой «Египет»
Что ж, нет у нас замков, которые в средневековье утепляли гобеленами, но зато есть масса интерьеров, которые можно украсить современными работами молодых тольяттинских мастеров, чье искусство и любовь к своему делу не вызывают никакого сомнения.
Ольга БЕРЕЗИЙ