Дик Петер

Дик П.

У стен монастыря    2001г.

 

Столичная галерея «Г.О.С.Т,’ которой исполнилось пять лет, освоила по случаю юбилея новую для себя площадку — Московский музей современного искусства. В залах классицистического особняка на Петровке органично выглядят работы Петра Дика: здесь неожиданно остро заметно, как в творчестве художника связались в тугой узел Россия и Запад, современность и традиция, иконопись и авангард, Москва и провинция.

Обладатель неофициального титула «Достоевский графики’,’ Петр Дик (1939-  2002) — герой уже второго персонального проекта. Выставку на Петровке, приуроченную к 70-летию мастера, в январе предварял более камерный показ в редакции журнала «Наше наследие» (кстати, он тоже проводил его выставки и не раз публиковал статьи о художнике). Маленькая экспозиция «За чтением»  приуроченная  ко дню рождения мастера -1 января, поразила тем, насколько разнообразен этот автор даже в пределах одного цикла когда он сознательно ограничивается единственным мотивом. Для настоящего художника сюжет литературный столь же малозначим, как важны моменты сугубо формальные. Поэтому разглядывать пастели Дика хочется долго, со все возрастающим интересом возвращаясь к уже пройденным фрагментам экспозиции. И повторяя про себя любимое выражение мастера: «О работах говорить не нужно, их нужно смотреть»

«Диалог с пастелью» в ММСИ исследует развитие Дика уже не внутри одной темы, а на обширном пространстве разнообразных жанров, в которых он работал. Предпочитал пейзажи, порой с человеческими фигурами

(да и бытовые сцены у него похожи на ландшафты), но редко писал портреты. В них не делал деталировки черт лица, нередко прятал его, поворачивая героя спиной к зрителю или заставляя утыкаться в книгу, но делал человека узнаваемым, используя сугубо формальные приемы. Линия, цветовое пятно, штрих, угол падения света, объем и светотень строят образ, намечают характер, в то же время нередко переведя конкретный персонаж в некую формулу бытия («Двое. Разговор» «Влюбленные» «Сон»).

Наверное, натюрморты Дик любил больше портретов, но в каждом умудрялся тоже дать характер, вдохнуть жизнь в «мертвую натуру» находя такие ракурсы, в которых прозаические предметы быта превращались в архитектурные сооружения или в корабли, рассекающие море обыденной жизни в поисках иных берегов. Таковы «Чайник и пузырек» ще цветовая гамма сводится к черному и белому с оттенками серого, и магнетически алое «Яблоко» горящее на черном с охрой фоне. Среди главных черт мастера — композиционная выверенность и выстроенностъ, лаконизм на грани минимализма и «сжатый воздух» — потаенная энергетика, прорывающаяся наружу цветовыми контрастами.

Возможно, выработке особого пластического языка, который быстро стал узнаваем, способствовала основная специализация Дика в Строгановке он получил диплом монументалиста. Однако рано пришел в станковое искусство, полюбив рисунки углем, а чуть позже открыл для себя технику пастели, которую наносил на велюровую или наждачную бумагу, до крови стирая кончики пальцев. Надо сказать, пастель — материал благодатный (она дает живой, выразительный цвет), но и капризный: цветные мелки легко осыпаются с бумаги, а любые попытки их закрепить вредят цвету и бархатистой фактуре… Да и обращаться с произведением, грозящим растерять красочный слой, требуется крайне осторожно; оттого большое уважение вызывает щедрость вдовы художника Киры Лимоновой, с какой она отпускает работы мужа на выставки по всей Евразии, включая ее российскую часть.

Медитативная «тихая» графика (или все-таки живопись — настолько ярки и глубоки краски вызывает ассоциации с Владимиром Вейсбергом, Эмилем Нольде, Джорджо Моранди… Такой разброс не должен удивлять: Петр Дик осознанно вел диалог с мастерами XX века, не замыкаясь в географических границах. Не скрывая приверженности «магическому реализму» и «метафизической линии» он утверждал свое право на собственную их интерпретацию. И оказывался философом, обходясь без развернутого повествования, обманчиво бесхитростно фиксируя течение жизни с ее незатейливыми радостями и неизбежными горестями.

Вероятно, сделать Петра Дика философом пьталась и сама жизнь с выпавшим ему «крутым маршрутом» — его биография мота бы дать сюжет романисту. Российский немец, родившийся в cелe на Алтае, потерял в раннем детстве отца и вкусил ласки советского режима по отношению к инородцам. Однако не сломался, не ушел на путь репатриации почти сорок лет прожил во Владимире, там и похоронен. А умереть ему довелось во время творческой командировки на исторической родине, где Дика приняли горячо, многократно награждали и по сей день устраивают его выставки.

Вселенная, которую строит любой художник (если выстроить сумел, конечно), как правило, складывается из разнородных элементов, далеко не всегда обусловленных биографически. Разумеется, произошло это и с Петром Диком, хотя в его творчестве есть отголоски тягот послевоенного детства, память о магии бескрайней степи, впечатления от древнерусских икон и церквей, которых так много на Владимирской земле…

Петру Дику давно открыли двери лучшие столичные музеи, не говоря о глубинной России (его работы можно встретить от Петербурга до Омска и Тюмени) и полюбившей его Германии. Но каждая новая выставка открывает новый ракурс в наследии мастера, на глазах обрастающем дополнительными смыслами и свойствами. В нынешнем проекте кураторы выделили три сюжета: «О пространстве» «О цвете» и «О мире» (тут хороший повод поговорить о космичности мировидения Дика).

Правда, не стоит забывать и слоган всей выставки, посвященный пастели. Приглядитесь к ее необычной вибрирующей фактуре, к тому, как светятся краски на наждачной бумаге, как серебрятся оттенки черного и переливаются красные и зеленые пигменты. Едва заметная пульсация «плоти» рисунков, обусловленная техникой, своеобразная ритмика, недосказанность и драматическая глубина простых сюжетов — Вселенная Дика созидается на наших глазах и нас завораживает.

Елена ШИРОЯН

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта