Макуга Гошка

Гошка Макуга — британская художница, уроженка Польши.

Мадам Блаватская.   2007 год.

В Николаевском зале Государственного Эрмитажа открылась выставка «Новояз: британское искусство сейчас» Совместно со знаменитой лондонской «Saatchi Gallery» законодательницей мод на рынке актуального искусства, и при поддержке общества ‘Друзья Эрмитажа» музей представил в рамках проекта «Эрмитаж 2Q21» около 50 работ молодых художников из Англии.

Организаторы пошли на риск: большинство авторов пока не известны даже у себя на родине (впрочем, Великобританию нельзя назвать их исторической родиной, поскольку большинство художников — выходцы из разных стран, от Ямайки до Польши), и только после гастролей в Петербурге выставку покажут в Лондоне. К тому же экспонирование довольно радикальных работ в пышных парадных залах бывшего императорского дворца (прежде актуальному искусству Эрмитаж отводил лишь руины реконструируемого Главного штаба) — тоже своеобразное испытание и для художников, и для их произведений, и для зрителей. Не говоря уже о трепетных эрмитажных смотрительницах, которые на предваритвльном просмотре ходили с такими выражениями лиц, что привлекли внимание всех фотографов, отвлекшихся от самих вещей — впору делать потом выставку портретов-потрясений.

Экспозиция действительно вызывает острые и неоднозначные чувства. Начиная от пламенеющего гигантского плаката при входе в зал: «Розовая Шер» Скопа Кинга отсылает зрителя к знаменитому снимку Эрнесто Че Гевары, сделанному фотографом Альберта Кордой, только теперь вместо кубинского революционера — французская поп-дива И заканчивая женской фигурой, лежащей на спинках двух стульев, — «Мадам Блаватской»Гошки Макута, художницы польского происхождения. Ее Блаватская, знаменитая теософка, представлена в виде то ли медиума, впавшего в транс под влиянием гипнотизера, то ли мумии, лежащей на мавзолейном постаменте. В любом случае выглядит писательница-философ и прежде всего мистификатор зловещей химерой.

Огромная черная волна вздымающаяся посередине позолоченного Николаевского зала как магнитом притягивает к себе всех посетителей — вокруг скульптуры Дика Эванса «Черный виноград; выполненной из карбида кремния, напылен холм из этого же материала. В основами холма лежат окурки и мятая банка из-под пива Сначала на «мусор» настораженно смотрели сотрудники Эрмитажа, а потом и директор музея, Михаил Пиотровский, тоже наклонился к окуркам и банке — у него дрогнула рука рефлекторно потянувшаяся, чтобы убрать это «безобразие» Но он сдержался и даже рассмеялся на вопрос журналистов: «Не стоит ли тут подмести поп?» А потом назвал эту работу символичной: «Она вздымается посреди зала как Александрийский столп, который на днях передали под крыло Эрмитажа? -сказал Пиотровский на открытии выставки.

Вся экспозиция разделена условно на пять художественных зон. Первая -поп-культура Вторая — «архитектура»
(это, например, стилизованные под архитектурные проекты картины Пабло Бронштейна). Следующая зона — культура аборигенов: головы с кукольными глазами, выполненные Джонатаном Болдоком из соленого теста, пенопласта и синтетического вслокна похожи на архаическую скульптуру. А джунгли, прорастающие сквозь упавшй самолет на картине Джонатана Уотериджа намекают на колониальное прошлое империи. В разделе «Сверхъестественное» не сразу понимаешь, что вокруг тебя парят в воздухе крошечные существа сидящие на спинах засушенных насекомых, — работа Тессы Фармер «Вэй! Последняя часть -«старые мастера»: тут серия работ Сигрид Хопмвуд напоминает о Ван Гогe, малых голландцах и немецком бидермайере, вместе взятых.

— Мы хотели показать такое английское современное искусство, которое не стыдно было бы выставить рядом с традиционным эрмитажным, — сказал Дмитрий Озерков, заведуюицй сектором современного искусства Эрмитажа, куратор выставки.

К ней подготовлена и специальная образовательная программа В ее рамках пройдет международный «круглый стол» «Первое десятилетие XXI века новый язык искусства?» Собственно, именно к этому академическому, по сути, вопросу отсылает название проекта, а не к антиутопии «1964!» Ведь на самом деле в Эрмитаже не показали ничего пооруэлловски пугающего.

Наталья ШКУРЕНОК.

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта