Дак Катарина

Удивительный факт: популянейший венгерский художник-коллажист Катарина Дак 12 лет назад звалась Катей Рычковой и работала рядовой сотрудницей пензенской «Рембыггехники». Попав под сокращение, она освоила необычную для технаря профессию — стала шить костюмы. При этом Катя придумывала фантастические, но совершенно непригодные в быту модели.

Между делом Рычкова удачно пристроила свою дочь Валерию — выдала замуж за иностранца. Это, так сказать, было первым шагом на пути к большому искусству. Муж Валерии врашался в венгерском бомонде, имел итальянское гражданство, многочисленные полезные связи и поддерживал отношения с известными художниками.

Пять лет назад Екатерина уехала в Венгрию. В Будапеште она взяла себе девичью фамилию Дак (по происхождению Екатерина — из поволжских немцев), а заботливый зять устроил ее на работу в одну из перспективных галерей. Все, что требовалось от Екатерины, это время от времени собирать художников, устраивать выставки и организовывать аукционы для иностранных гостей.

Как-то раз хозяину галереи позвонил американский приятель, владелец элитного ювелирного цеха, и попросил организовать искусствоведческую экскурсию для своего друга. Необходимым условием было наличие русскоязычного экскурсовода. Тут-то и подвернулась Екатерина Дак. Тем более, что с понятием об искусстве у нее было все о кей еше со времен пензенской «пошивочной» жизни.

Каково же было удивление нашей землячки, когда этим самым «американцем» оказался всемирно известный скульптор Михаил Шемякин! Они бродили по галереям Сэнд Андре (этот город считается Меккой венгерских художников), где в свое время жил и работал Базарелли — основатель стиля оп-арт (авангардная живопись с оптическим эффектом). На Шемякина произвело впечатление, как тонко чувствует экскурсовод линию рисунка и цветовую гамму полотен. «Дар этот редкий, на дороге не валяется, и грешно тебе, Катюша, им не воспользоваться», — заявил он.

Совет Катя приняла как руководство к действию. Начала пробовать рисовать, но разочарованная результатом оставила это занятие. А потом, прочитав в венгерской газете для русских об открытии «Галереи XXI века», пошла посмотреть, что это за чудо. На вернисаже Катя сразу влюбилась в работы венгерского авангардиста Иштвана Хоркаи. Одна его картина просто потрясла её — это был коллаж с использованием
металлических деталей. Возвращаясь после выставки домой, Катя увидела под ногами какую-то железку — коричневую от ржавчины, мятую и… потрясающе красивую! С нее-то все и началось. «Железо поперло!» — заявил один из Катиных друзей, увидев ее композиции.

Остановить Катю было уже невозможно — она работала по 16 часов в сутки! Материалы для своих коллажей художница собирает на железной дороге, по-строенной в 1880 году. Дверца от паровозной топки, ржавые гайки и кусок оконной рамы, которые были здесь обнаружены, сами по себе являются антиквариатом. А благодаря Кате железяки и вовсе превращаются в произведения искусства,

Осенью 2000 года, спустя несколько месяцев после «озарения», в Катином доме появился известный французский галерист. Он с ходу предложил за одну из работ 500 долларов. С тех пор заказы стали поступать регулярно: чаще всего из Бразилии, Дании, Австрии. Видимо, в этих странах живет самое большое количество фанатов венгерского «металлолома». К примеру, многие молодежные бары бразильской столицы приобрели себе коллажи Рычковой-Дак. По мнению их владельцев, картины особенно классно смотрятся на кирпичных стенах.

На деньги, вырученные за картины (300 — 600 долларов за ком-
позицию),можно безбедно существовать. К тому же, следует учесть, что некоторые работы рождаются в один день.
Для своих творений художнича использует самые неожиданныые,
несочетаемые в повседневной жизни материалы: гобелен, старинные фотографии, различную символику. Все работы оформлены в старинные рамы, которые, как и в произведениях древних мастеров, являются их своеобразным продолжением. Многие, кто видел эти коллажи, считают, что по духу, композиции и настроению они соответствуют традициям русской иконы.

Пять лет Рычкова не посещала наш город. А когда наконец приехала, поразилась: «Я вспоминала Пензу, как уменьшенную в десять раз копию Москвы. Теперь же удивляюсь тому, что в семистах километрах от столицы — такая глушь».
Михаил Шемякин покинул Родину без малого тридцать лет назад. За это время он успел стать знаменитым в Париже, переехать в Нью-Йорк и, наконец, обосноваться в маленьком американском городке Клаверак, неподалеку от легендарной реки Гудзон. «Жизнь моя цыганская», — говорит Шемякин. Он так много ездил, что даже не знает, сколько раз облетел земной шар. Гражданин мира, хотя и с американским паспортом. И все-таки немного режет слух, когда о России художник и скульптор говорит не иначе как «здесь, у вас…»

С оформлением венгерского гражданства Катя не спешит. Вдруг судьба распорядится так, что придется вернуться? На этот счет у художницы тоже есть перспективный план. Вскоре она получит диплом астролога, и вполне возможно в Пензе откроется астрологический центр.
Интересно, будет ли положение звёзд благоприятствовать этому?

Вячеслав Беляков.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары