Дельво Поль
Поль Дельво (1897-1994) — бельгийский живописец — сюрреалист. Учился в Королевской Академии изящных искусств у К. Монталя.
Приунывшая было без хороших выставок Новая национальная галерея (речь идет о музее, который размещается в знаменитом здании, возведенном Мисом ван дер Роэ для «Кунстфорума» на Потсдамер-штрассе) воспряла духом, когда берлинские коллекционеры муж и жена Питч изъявили желание выставить здесь солидную часть своего собрания. Дело в том, что после всех разделов художественного имущества между музеями Берлина эта галерея, когда-то предназначенная для экспонирования объектов искусства XIX и XX веков, уцелевших после Второй мировой войны, а потом ставшая музеем искусства XX века, превратилась в заштатное собрание, гордящееся формой, но не содержанием. Первыми из-за нехватки места «съехали» художники-романтики, и теперь, как, впрочем, и когда-то раньше, до создания Новой галереи, их можно увидеть, пройдя анфиладу темных комнат галереи романтики» в левом крыле дворца Шарлоггенбург. Гэдзэровских художников вообще не хотели пускать в «храм искусства» но, поскольку сам факт их присутствия внутри XX века было трудно отрицать, пришлось галерее согласиться и взять несколько «шедевров» что не украсило коллекции. Когда отреставрировал Гамбургский вокзал (он же Музей современного искусства), славный тем, что его предпочитают другим музеям Бертина адепты актуального искусства и поклонники Йозефа Бойса, было лопт> передать туда из галереи живопись и скульптуру, созданные в 70е годы XX века и позже. Конечно, по-хорошему, гвоздем коллекции Новой национальной галереи должно было бы стать искусство от классического модерна до 1960-х годов, но именно этот период хуже всего представлен в государственных собраниях Берлина: «Синий всадник» безвозвратно утрачен, сюрреалисты выехали в Америку, у»Моста» был свой музей, и так далее. Время идет, и руководству музея представлены, но, увы, до полнокровного собрания галерея недотягивает В результате форма (стеклянный параллелепипед Миса) подсказала решение: музейное руководство настроилось на организацию масштабных выставок. Хитрость в том, что главный холл — это не выставочный зал, а пустое пространство для медитации: блестящий, как поверхность воды, пол встречается с солнечными лучами. На природную идиллию глазеют ошарашенные посетители, как бы пропитываются философией архитектора, а уж потом идут в подвальные помещения на выставки, где висят скрытые от солнца картины. Д ругой бонус временных выставок — возможность отыскать утраченный рай — устроить встречу XIX и XX веков, о чем мечтали создатели музея. йлерея так и живет от выставки к выставке: «МОМА в Берлине» в 2004 году, «Прекрасные французы из Нью-Йор-ка» в 2007-м. Казалось, кризис приостановит роскошную выставочную жизнь -доугие музеи Берлина с января 2009 года работают в режиме «самокопания» то есть выставляют запасники, но галерея выживает за счет проектов. Вот берлинские коллекционеры Улла и Хайнер Питч пришли на помощь. Нельзя сказать, чтобы их коллекция была запретным плодом для искусствоведов, но ранее зги пожилые гиоди боялись выпускать из дома столько работ разом. В Берлине до сих пор лкди, как богатые, так и бедные, чего-то боятся. Старушки в метро вздрагивают при каждом шорохе, оборачиваются, хватаются за свои ридикюли. Время безвозмездно отдавать, как это делают богатые коллекционеры в Кельне, Штутгарте, Мюнхене, в Берлине, пока не наступило. Так что акция пары Питч — это приятная оттепель в суровом климате берлинского арта.
В течение тридцати лет Питчи коллекционировали сюрреалистов, причем их интересовали не только художники первого ряда, но и маргиналы. Мегазвёздами их собрания являются Рене Магритт, Андре Массон,Сальвадор Дали, Поль Дельво,
Поль Дельво «Встреча». 1942 год.
Ив Танги, но и Виктор Браунер, Леонор Финн, Оскар Домингес. Есть и другая особенность их коллекции сюрреалистов — они старались искать картины, которые отражали бы поступательное движение этого направления в искусстве. Они не теряли художников из виду, если они переезжаги во время войны из Европы в Америку. Можно даже сказать, что они следовали очень специфическим ориентирам и в итоге собрали очень самобытную коллекцию сюрреалистов — без шедевров, но с раритетами. Кроме сюрреалистов, у Питчей довольно много прочего XX века — Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Фрида Кало, Роберт Маэервелл, Арчил Горки,Уильям Баэиотес, Ричард Пусет-Дарт и другие.
Выставку назвали абстрактно — «Иллюстрированные мечты» постольку в умной юллекции Питчей трудно выделить темы или сюжеты, а под мечты можно подверстать все, что угодно. Немного легкой эротики от Поля Дельео. На его картине «Встреча» две обнаженные дамы изображают нечто в духе Благовещения. У Леонор Фини — некая шекспировская сценка (картина «Две женщины» 1939 под}: одна проказница подглядывает за другой в замочную скважину. Античность от Джексона Поплока — на выставке присутствует его «Икар» (1945/1946). Много редкого Дали — Питчи собрали не привычные абстракции художника но, скорее, ярко выраженные сюжетные композиции.
В качестве комплимента организаторам выставки стоит добавить, что в Интернете создан симпатичный сайт, который стоит посетить, если на живую выставку выбраться не удастся. Там по самым интересным картинам ползает курсор в виде замочка,имитируя подсматривание.