Журов Александр
Журов Александр Петрович (1907-1985) — советский художник.
Церковь в селе Тараканово, где венчался А.Блок. 1924 год.
Уже 14 лет ежегодно в августовские дни памяти Александра Блока в Москве в старинном особняке журнала «Наше наследие» проходят выставки и встречи писателей, художников, журналистов, почитателей литературы Серебряного века, посвящённые великому поэту. Богатые фонды раскрывает музей-заповедник «Шахматово», московские коллекционеры охотно показывают свои коллекции. В этом году исполняется 130 лет со дня рождения А.А. Блока, и этой дате посвящены выставки в «Нашем наследии».
«Шахматово» — один из лучших литературных музеев-заповедников России — как Феникс из пепла возник на месте пепелища бл-ковской усадьбы стараниями поэтов, художников, музейщиков, любителей поэзии. Окружающая Шахматово природа, которую Андрей Белый называл «стенами рабочего кабинета Блока», сохранилась в своей первозданности, несмотря на беды лихолетий, обрушившихся на эту подмосковную землю. Одним из первых литературоведов, побывавших в Шахматове после революции и гибели усадьбы, был П.А. Журов, автор интереснейших работ о Шахматове, в том числе об усадебной библиотеке поэта. Некоторые материалы из архива П.А. Журова представлены на выставке. В 1924 году сын П.А. Журова, художник-график А.П. Журов, зарисовал церковь в Тараканове, в которой в 1903 году венчались А.А. Блок и Л.Д. Менделеева. В музее-заповеднике «Шахматово» находится большая
коллекция его работ, связанных с Шахматовым и блоковским Петербургом. Тонкий график, он сумел передать в своих листах атмосферу мест, где жил и которые любил А. Блок. Но наибольшее внимание на выставке в «Нашем наследии» привлекает именно рисунок церкви в селе Тараканове. «Литературная газета» не раз писала о печальной судьбе этого ценнейшего памятника культуры и архитектуры, естественного духовного центра блоковских и менделеевских мест, до сих пор не восстановленного и не приведённого в порядок. Начавшаяся было реставрация церкви заброшена — власти Московской области ссылаются на отсутствие средств. Если у столичной области нет денег на реставрацию небольшого храма XVIII в., связанного с именами великих деятелей отечественной науки и культуры Д.И. Менделеева, А.А. Блока, А.Н. Бекетова, то какие же памятники они восстанавливают? Пока же лишь на рисунках А.П. Журова и нескольких старых фотографиях мы можем видеть, какой была церковь, где «девушка пела в церковном хоре», где венчался А. Блок, где Д.И. Менделеев «плакал от умиления» на свадьбе дочери Любы.
Графика органично соединилась в стенах старинного редакционного особняка с фотопейзажами фотографа-художника B.C. Молчанова, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Ещё в 1946 году, сразу после войны, открыл он для себя блоковское Шахматово, навсегда полюбил его, привёл туда И. Глазунова, В. Солоухина, других писателей и художников. От каждого его чёрно-белого снимка окрестностей Шахматова веет строкой Блока, и взору очарованных зрителей предстаёт блоковская Россия: «Бесконечная даль, и шоссейная дорога, и всё те же щемящие душу повороты дороги».
В одном зале с графикой А. Журова и фотографиями В. Молчанова разместилась ещё одна неожиданная и очень ценная для представления о Блоке и его эпохе выставка, потребовавшая большой изыскательской и исследовательской работы искусствоведов и коллекционеров. На ней впервые показаны выполненные различными художниками прижизненные портреты А. Блока, Вяч. Иванова, А. Ремизова, Н. Гумилёва, С. Городецкого, а также изображения А. Бенуа, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, М. Кузмина, Н. Евреинова с их неизвестными автографами, разысканными библиофилами А.А. и С.А. Венгеровыми.
Под портретом М. Кузмина работы Ю. Анненкова — никогда не публиковавшийся автограф поэта, адресованный литератору Е.М. Рокотову: «Евгению Михайловичу — живой энциклопедии, человеку-музею с восхищением и удивлением очередной раритет. М. Кузмин. 1 июня 1929». А драматург и теоретик театра Н. Евреинов под своим портретом того же Ю. Анненкова написал так (публикуется впервые):
«Дорогой Евгений Михайлович, обожаю людей универсальных. Поэтому если бы я не был Евреиновым, то хотел бы быть Рокотовым. Н. Евреинов. 12. IV. 1929». Новое о Блоке и его окружении, представленное на выставке в «Нашем наследии», навсегда войдёт в отечественное блоковедение.
Блоковские выставки в «Нашем наследии» обычно сопровождаются дарами, которые музей-запо-ведник получает от журнала, коллекционеров, родственников Блока, литературоведов и писателей. На этот раз в музей поступил чудный самовар XIX века, чья история прослеживается до бекетовской Ур-лейки, имении под Пензой, в котором бывал юный Блок. «Наше наследие» передало Шахматову редкие экземпляры петроградских газет за 1917-1918 годы. Среди них — орган Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов газета «Рабочий и солдат», вышедшая в пятницу 27 октября (9 ноября) 1917 года, где объявлен состав Сове
опубликовано знаменитое обращение «К гражданам России»: «Временное правительство низложено…» А в «Петроградском листке» от 5 (18) марта 1917 года опубликован «Манифест об отречении Николая II» и «Манифест об отречении в. к. Михаила Александровича» в пользу русского народа. Безусловно, А. Блок видел и читал, как и вся Россия, эти газетные страницы, в которых отразилась тревожная атмосфера революционной эпохи, позже гениально переданная Блоком в поэме «Двенадцать». В музей поступили также редкие фотографии, книги из библиотеки Бекетовых — Кублицких-Пиоттух, журналы начала XX века с первыми публикациями стихотворений А. Блока.
Серебряной медалью А.А. Блока «Я вам поведал неземное…», учреждённой журналом «Наше наследие» и издательским домом «Парад», награждён в этом году A.M. Турков, критик и литературовед, автор биографии А. Блока в серии «ЖЗЛ», исследований и публикаций о поэте и только что вышедшего в той же серии жизнеописания А.Т. Твардовского.
На открытии выставки в «Нашем наследии» её посетители узнали, что практически решён вопрос об объединении музея-заповедника А.А. Блока «Шахматово» с музеем-усадьбой Д.И. Менделеева «Боблово». Наконец воплощается идея, высказанная в конце прошлого века академиком Д.С. Лихачёвым, о которой не раз писала и «Литературная газета», о создании в Подмосковье уникального историко-культурного и природного музея-за-поведника Д.И. Менделеева и А.А. Блока. В перспективе — археологические раскопки на месте усадьбы Д.И. Менделеева, расчистка и приведение в порядок уникального бобловского парка, восстановление домов гения русской науки и усадебных построек, словом, всего того, что- г таким блеском осуществлено группой музейщиков во главе с компетентным и деятельным директором музея-заповедника А. Блока «Шахматово» С.М. Мисочник. Несомненно, что шахматовской команде совместно с сотрудниками маленького, уютного музея Д.И. Менделеева в Боблове и при действенной помощи всегда внимательного к проблемам сохранения культурного наследия Подмосковья Министерства культуры Московской области вполне по силам достойно возродить менделеевское Боблово и создать объединённый Государственный музёй-заловеяник Д. И Менделеева^ А.А Блока, духовным центром которого должна стать как можно скорее отреставрированная церковь Михаила Архангела в селе Тараканово, в которой произошло скрещение судеб великих детей России — Менделеевых, Бекетовых, Блока.
Борис ЕГОРОВ