Дикс Отто

Отто Дикс (1891-1969) — немецкий художник график,  эмпрессионист

Раненый солдат.  1924 год.

Широко известно утверждение о том, что искусство — отражение эпохи. Пожалуй, никакое другое явление в художественной жизни не доказывает в такой степени правоту этих слов, как экспрессионизм. Истоки его относятся к 1905 году, времени создания в Дрездене группы «Мост». Художники этого объединения провозгласили борьбу с изжившими себя. омертвевшими догмами буржуазного искусства.. Их поддержали художники возникшего в 1911 году в Мюнхене объединения «Синий всадник». Несмотря на разность творческих принципов, их связывало общее стремление создать новые формы образности, освежить человеческое восприятие. Стремясь обнажить скрытые бездны за гладкой поверхностью благополучия, открыть обратную сторону в предмете, найти красоту в безобразном, они заставляли зрителя остро реагировать на увиденное. Но их искусство было слишком субъективным, сложным, его язык — непонятным для большинства. В этом заключалась трагедия экспрессионизма. Поискам «мирного» периода развития экспрессионизма положила конец первая мировая война, разрушившая все иллюзии, надежды на обновление. Искусство этого, второго, этапа экспрессионизма глубоко мрачно и трагично по своей сути. Но общественная роль его значительно шире. И здесь нельзя не вспомнить о художнике, чье творчество целиком связано с экспрессионизмом. Его имя — Отто Дикc.

Мобилизованный с самого начала войны, он провел ее в окопах простым солдатом, был несколько раз ранен. Но самая страшная незаживающая рана была нанесена войной его душе. С удивительной обнаженностью, почти бесстрастно показывает Дикc чудовищную изнанку войны — руины, горы трупов и самое страшное — унижение человека. Офицеры, равнодушно созерцающие поле битвы, усеянное трупами; солдаты, ползущие за едой, держа котелки зубах,— вся эта картина одичания человека показана Диксом с необычайной силой. Проклиная войну и ее последствия, художник сознательно хочет вызвать шок у зрителя. Таковы «Калеки», «Баррикада», «Раненый солдат» Офорты художника — жестокий документ эпохи. Наступил 1933 год. Придя к власти, нацисты начали осуществляв свою «культурную» политику. Искусство Дикса, «ранящее национальные чувства немецкого народа» (по выражению тогдашнего министра внутренних дел Германии), не могло быть принято новым режимом. Художника лишили звания профессора, запретили выставлять свои картины Травля достигла высшей точки, когда на выставке так называемого «дегенеративного искусства»  его антивоенная картина «Окоп»  заняла центральное место. 260 работ художника было конфисковано из государственных собраний, и большинство из них сожжены в 1939 году во дворе пожарной  части в Берлине. Но художник-продолжал бороться. Под впечатлением этих трагических событий  он нанисал картины, в которых бросил обвинение нацизму в аллегорической форме. Таковы «Семь смертных грехов», «Триумф смерти», «Лот с дочерьми». В любые времена Отто Дикс говорил «нет» войне, «нет» нацизму, «нет» пассивному отношению к действительности.

Е. Либман

Череп.

Поводом для устройства настоящей выставки выдающегося немецкого художника и графика Отто Дикса явилось 90-летие с момента капитуляции Германии в Первой мировой войне. «Изображения Дикса, сделанные в 1918 году, -пишет один из газетных критиков, — еще раз напоминают нам, современникам, об ужасах, которые потрясали наивное и сначала приходящее в восторг от войны поколение, и затем о его разочаровании — нравственном, экономическом и политическом. Конечно, этими произведениями искусства вряд ли можно любоваться. Этой неприкрытой правдой, показанной не только натуралистично, но и часто с жестокой, саркастичной остротой. В его картинах — все стадии и пути человеческой деградации.

Отто Дикса, хотя и немного, знают у нас в стране. Несколько лет назад Немецкий институт Гёте привозил выставки его работ в некоторые российские региональные музеи. Сегодня наиболее представительная экспозиция рисунков, гравюр и литографий Дикса под общим названием «Время безумия» состоящая из графической коллекции дюссельдорфского «Дворца искусств» выставлена на обозрение в залах этого музея.

На стенах — около 80 работ мастера, представляющих собой его знаменитые графические циклы «Война» «Цирк» «Смерть и возрождение» и «Литография III» а также многочисленные цитаты из высказываний художника и подробная его биография, многое объясняющая в необычном, подчас парадоксальном, даже временами абсурдном и шокирующем творчестве немецкого классика. Из нее посетитель узнает, что Отто Дике учился живописи в дрезденской Академии художеств у Рихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны добровольцем пошел в действующую армию. С 1914-го по 1918 год, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России им было сделано более 600 рисунков. Эти свидетельства очевидца стали основой его грандиозного графического цикла «Война» впервые опубликованного в Берлине в 1924 году, и вызвали настоящий скандал.

Отто Дикс отправился на фронт, не только поддавшись юношескому патриотическому порыву, но прежде всего следуя идее высокочтимого им Фридриха Ницше о том, что война есть необходимое условие человеческого существования. И есть свидетельства о том, что через всю войну художник-солдат пронес с собой две книги-томик Ницше и Библию. Войну поначалу воспринимал не столько деянием рук человеческих, сколько необходимым условием жизни, стихией, космическим катаклизмом, взрывающим установленный миропорядок. Он считал, что не сможет создать в искусстве что-то стоящее, если сам лично не переживет того, о чем соберется рассказать публике: «Важно видеть вещи такими, какие они есть. Нельзя писать то, что существует лишь в твоем воображении: — так сформулировал он тогда же свое художественное кредо. И этому принципу следовал всю свою жизнь.

Война на его графических листах -ужасные, грязные, кровавые картины, вызывающие у зрителя то гнев, то отвращение, то ненависть, то шок. В них все, сопутствующее войне, она показана без прикрас: эпидемии, разврат, грязь, нищета, сломанные судьбы, мертвые и калеки. Здесь вы не найдете ни пафоса героизма ни обожествления лидеров, ни победоносных сражений, наполненных натужным патриотизмом. Достаточно привести несколько характерных названий офортов Отто Дикса из цикла «Война»: «Засыпанные», «Лошадиные трупы», «Труп в проволочном заграждении», «Мертвый часовой», «Мертвецы в болотной тине», «Умирающий солдат».

Куратор выставки Кристоф Данельцик-Брюгтеманн сказал: «Отто Дикс сумел показать опустошение и разложение на полях сражения и едновременно — в душах воюющих. Простыми средствами контраста черного и белого на его гравюрах он всегда яростно клеймит войну как кровавую и грязную. Куда Отто Дикс смотрит, всюду он видит упадок, разложение, оскорбление человеческого достоинства»…

Отто Дикс никогда не воображал, что может изменить людей посредством своих произведений. Но этими антивоенными работами — рисунками и гравюрами — он предсказал ненависть и клевету нацистов, которые, придя к власти в 1933 поду, лишили его профессорского звания и запретили участвовать в выставках. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени на смену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутым социально-критическим пафосом, приходят яркие, экспрессионистические работы с гротескными и изломанными формами. В 1945 году, в конце войны, он был призван в фопькештурм, но вскоре сдался и попал в плен к французам, откуда вернулся в 1946-м. В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам, создав потрясающую библейскую серию. Умер Отто Дике в Зингене 25 июля 1969 года

«В представленных на выставке работах Отто Дикса — заключает доктор Кристоф Данельцик-Брюггеманн, — мы отчетливо видно не только весьма горькие описания человеческих страданий, но и саркастичную, безжалостную сатиру. Необычайная актуальность произведений, вызвавших при их появлении громкий скандал, сохранилась и поныне:

Григорий КРОШИН

diks 001Большой город.  Средняя часть триптиха.   1928 год.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта