Евграфов Николай

Николай Иванович Евграфов (1904-1941).

Был членом общества Филонова.

Погиб в Отечественную войну под Ленинградом.

Впервые советское искусство 1920—1930 годов из коллекции Государственного Русского музея показывалось с такой полнотой. Впервые предстал этот период отечественной культуры в своих драматических противоречиях, в бурной динамике становления новых течений, из взлетов, падений, напряженных исканий.

Карнавал.  Вариант.  1938-1840 г.г.

Границы между «бурными двадцатыми» и, как казалось, куда более спокойными и мажорными тридцатыми, в чем нетрудно убедиться на выставке, достаточно зыбки. При серьезном и спокойном знакомстве с искусством тех лет становится очевидным: в тени крупнейших мастеров, освещавшихся слепящими вспышками хулы или хвалы со стороны поборников крайних суждений, осталось множество прекрасных художников, с которыми зрителю еще только предстоит познакомиться.

Впервые сама экспозиция показывает расстановку сил в искусстве. Отдельные залы посвящены крупнейшим объединениям художников. И все же движение искусства было сложнее простого противостояния группировок. Споры шли и внутри них, и в сознании самих художников, а нередко — видимые именно теперь, по прошествии времени — возникали скрытые связи между тенденциями, которые казались

непримиримыми.

То, что показано на выставке, не отделимо от предшествующего периода. Искусство первых послеоктябрьских лет — да и начала тридцатых — творилось мастерами, естественно связанными с искусством рубежа столетий. Ведь многое, что сейчас ощущается частью революционного искусства — от ясной классичности К. Петрова-Водкина до пылких манифестов футуристов и отважных экспериментов К. Малевича — появилось до Октября. Художественные объединения, выделенные в экспозиции, уходят корнями в достаточно глубокую почву. Взлет двадцатых зрел на тревогах и надеждах предреволюционных лет, и новые споры стали продолжением споров минувших.
Сейчас особенно полезно помнить, глядя на незнакомые или знакомые еще очень мало произведения изобразительного искусства, что они появлялись рядом с фильмами Дзиги Вертова и С. Эйзенштейна, книгами А. Платонова, В. Маяковского, В. Хлебникова, К). Олеши, фотографиями А. Родченко и множеством других произведений блистательных мастеров нашей культуры. Надо помнить и о том. что картины, которые мы видим сегодня, видели люди, на чьих глазах эта культура сотворилась, что художники жили в кипучей атмосфере постоянных открытий, громыхающих споров, грандиозных политических и нравственных перемен.

Более полувека отделяет нас от времени, когда создавались эти картины, скульптуры, графические листы. Они не устарели не только в силу своего высочайшего художественного качества. Они современны тем, что остаются точками отсчета и в сегодняшних спорах о судьбах культуры. Память о тех временах еще не остыла, на выставке мы познаем социальную юность страны, драматизм становления нашего искусства, стараемся угадать еп> будущее.

Выставка была очень большая, и смотреть ее — серьезный душевный труд, хотя и на этот раз удалось показать далеко не все. Тем не менее в залах — подлинная реальность истории искусства, какой она была в 1920—1930 годах. Давайте пройдем по этим залам.

«Круг художников» — так называлось Ленинградское объединение, основанное в Ленинграде выпускниками Академии художеств (ВХУТЕИН) в 1926 году. Кроме коллектива мастеров аналитического искусства П. Филонова, это была единственная крупная художественная группа в городе. Стремясь к созданию современной высокохудожественной картины, круговцы отказывались использовать ее «для целей иллюстрирования отдельных эпизодов, фиксации различных моментов текущей жизни и т. д. или сведению ее к узкому и преходящему агитсредству». Они действительно соприкасались с ОСТом (Обществом художников-станковистов) в поисках истинно продуманной, философски осмысленной картины. Но в «Круге» было больше лиризма, гармонии, порой острее ощущалось влияние новой французской школы.

Признанные лидеры «Круга» — В. Пакулин и А. Пахомов, не менее известен и А. Самохвалов. В «Круг» входил А. Ведерников, Г. Траугот, Т. Купервассер, А. Почтенный, С. Чугунов и другие, а также скульпторы, в числе которых были В. Каплянский и Е. Могилевский. Ассоциация художников революции» (АХР) возникла в 1922 году. Это была самая массовая художественная организация.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары