Жемерикин Вячеслав

Не только природными сокровищами и неоглядными лесами и полноводными реками славна Сибирь. Главное ее богатство — люди: большие и сильные, широкие душой и смелые в делах своих, они чем-то похожи на эту суровую и щедрую землю.

Много известных имен дала Сибирь нашей истории, культуре, искусству. И по сей день не оскудела она талантливыми, незаурядными людьми.

Художник Вячеслав Жемерикин — коренной сибиряк, родился и вырос в Иркутске, в рабочей семье. Уже в школе обнаружилась у мальчика тяга к рисованию. Любил он подолгу разглядывать репродукции картин, не расставался с красками и карандашами.

После окончания седьмого класса Вячеслав поступает в Иркутское художественное училище. Успешно окончив его, стал преподавателем рисования и черчения средней школы.

Разумеется, было у него в душе большое желание продолжить художественное образование.

Но судьба распорядилась иначе: умер отец, осталась мать с четырьмя детьми и бабушкой, которым надо было помогать.

Жемерикин работал школьным учителем в Чите. Потом служба в армии. После демобилизации вернулся в родной Иркутск. Мечта стать художником, посвятить себя искусству не оставляла его. И Вячеслав решился: собрал свои работы, оставшиеся после училища, и поехал в Ленинград.

Знакомство с прекрасным городом на Неве произвело неизгладимое впечатление. Волнение охватило Вячеслава, когда он переступил порог здания Академии художеств. Вошел и остановился, представив себе, кто здесь учился, преподавал, какие замечательные мастера вышли из этих стен. И порядком оробел…

В этот раз ему не повезло — не прошел по конкурсу. Вернулся в Иркутск и занялся усиленной подготовкой к осуществлению своей мечты.

Прошел год напряженной работы. Чтобы не отвлекаться от главного, Вячеслав устроился на завод слесарем. Снова стал посещать художественное училище, слушал лекции, много писал с натуры.

Кузница автозавода. Цех тяжелых паровых молотов. 1974.

Портрет бригадира кузнецов Арефия Огнева. . 1974.

Его настойчивость увенчалась успехом: он был принят в институт имени И. Е. Репина.

Он был старше многих своих сокурсников и по возрасту, и по жизненному опыту. Велико было желание учиться, и потому занимался он сознательно, упорно, въедливо. Делал значительно больше, чем требовала программа. Особенно по композиции, занятия которой любил более всего.

— Ну а потом мне совсем посчастливилось, — рассказывает он, — попал я в мастерскую народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко. Это было мое давнее желание, моя мечта.

Е. Е. Моисеенко учил своих воспитанников умению в совершенстве выражать замыслы в картине, свободно распоряжаться языком изобразительного искусства. Вместо положенных по программе двух-трех эскизов за семестр ребята выполняли по восемнадцать-двадцать на самые различные темы. Большой художник сумел привить им особую любовь к композиции, к передаче острого сюжетного момента. Главную задачу видел он в том, чтобы разбудить в будущем художнике мастера композиции.

В 1972 году дипломной работой о героическом подвиге лейтенанта Шмидта, возглавившего революционный экипаж крейсера «Очаков», Вячеслав с отличием окончил институт. Разъехались по стране его друзья — вернулся в Красноярск Анатолий Знак, в Орджоникидзе уехал Шалва Бедоев, остался в Ленинграде Владимир Загонек. Пройдет время — они снова встретятся на выставках. И даже не читая подписи на картинах, будут узнавать друг друга — по стилю образного мышления, по композиционному началу в работах, по почерку, в котором всегда угадывается дух институтской мастерской. И, услышав где-то: «Это ребята из школы Моисеенко!» — будут воспринимать эти слова как высшую для себя похвалу.

Жемерикин был распределен в город Горький, где ему предоставили мастерскую. Первая задуманная художником картина была на производственную тему. Почему он взялся именно за этот жанр?

— Меня как художника волнует тема современности, — объясняет Вячеслав. — Волнует и будет волновать. Хочется показать сегодняшнего человека, значимость им совершаемого. Ведь то, что сегодня — современность, завтра — уже день прошедший, уже история. И надо спешить запечатлеть ее мгновения.

Было у него сначала желание куда-нибудь поехать. Потом передумал: здесь же, в Горьком, есть и люди, и заводы, известные всем. И пошел на автозавод. Ходил по цехам, приглядывался, искал сюжет, своих героев.

И нашел — просто не мог пройти мимо рабочих цеха тяжелых паровых молотов. Удивительная это картина — работа бригады кузнецов! Дело идет как бы само собой. Поражает слаженный ритм труда. Люди — как ноты в песне: все на своих местах, и каждая звучит строго в свое время.

Хотел Жемерикин написать портреты членов бригады кузнецов Арефия Огнева. Потом задумался: разрозненные портреты — это хорошо. Но что, если сделать групповой портрет? В конце концов он так и поступил: не стал разъединять людей в привычной им рабочей обстановке. Решил показать жизнь такой, какая она есть на самом деле. И этому правилу никогда больше не изменял.

Его первые картины были приняты на зональную выставку «Большая Волга» в Горьком, где художнику отвели отдельный зал. Теплые слова звучали в его адрес на пресс-конференции, посвященной открытию’ выставки. Часть показанных картин попала на республиканскую выставку, а потом и на всесоюзную.

Возможность поездки на БАМ по путевке ЦК ВЛКСМ и Союза художников РСФСР Жемерикин воспринял с особой радостью. Ведь ехал он на свою родину, в места известные и любимые с детства. Иных поражает новое: приедут, например, в тундру, тайгу — глаза разбегаются, не знают, за что взяться, с чего начать.

— А для меня эти места настолько родные, — говорит художник, — что не просто знаю их, но чувствую: и прозрачность сибирского воздуха, и синь-голубизну неба, и чистоту этого края. Все это вошло в меня, как говорится, с молоком матери.

Тянуло в Сибирь художника еще и потому, что там начался БАМ, гигантская стройка века, куда поехали отряды комсомольцев, молоде: начинать с новой дорогой новую жизнь. Ради чего ехал он в дальние края? Хотелось самому увидеть все, что там происходит, встретиться с милыми сердцу родными местами, запастись впечатлениями для работы. Почти полтора месяца осенью 1974 года провел Вячеслав на Западном участке БАМа.

Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут — это уже города с налаженной жизнью. Яркие впечатления появились непосредственно на трассе строящейся железной дороги, в таежных поселках Звездный и Магистральный. Многое здесь удивило. И не случайно художник задумал не одну, не две картины, а цикл из тринадцати вещей.

Девчата из Магистрального. Из цикла «Мы на БАМе». 1974.

Поразило художника то, что на БАМе все строят: врачи и учителя, повара и геологи — люди всех профессий, независимо от образования Любопытно, что на картине «Девчата из Магистрального» все три девушки — врачи. Хотя вид них заправских строителей.

— Я и сам так подумал сначала, — рассказывает Вячеслав, — когда решил их нарисовать. Понравился их задор, жизнелюбие, необыкновенная легкость, даже грациозность в работе. А природе вокруг все сурово — тайга, изнуряющая мошка, неустроенность быта. Познакомился с девчатами ближе — оказывается, у них медицинское образование, одна будет заведовать больницей, которую они строят, другая станет в ней главврачом, третья — медсестрой. «Неужели, — спрашиваю их, — девушки, не могли вы приехать сюда позже, когда готова будет эта больница?» — «Нет, — отвечают, — нам интересно самим эту больницу построить…» То есть приезжают сюда люди и сами строят себе жизнь. С самого начала. И для них это все особенно дорого.

Почта пришла.

Звёздный строится.

Повариха Маша.

Галя из Звёздного.

Павел. Бригадир строителей.

Над Киренгой. Из цикла «Мы на БАМе».   1974 год.

Девушки с БАМа.   1974 год.

На трассе строительства БАМа Жемерикиным были написаны сотни этюдов и зарисовок. «Почта пришла», «Звездный строится», «На просеку», «Повариха Маша», «Палатка «Эстония» — выходили из-под кисти художника картина за картиной. Он работал самозабвенно. Хотелось показать не только, как там строят — колотят молотками, стучат топорами, — но передать эмоциональный подъем, с которым работает молодежь. Недаром все его картины — с солнцем, жизнерадостные и веселые, в напряженном освещении. Не терпелось автору сказать обо всем сразу, выплеснуть на холст переполнявшие его чувства и впечатления. Заканчивал одну работу, а хотелось продлить ее в другой, показать, может быть, тех же людей, но уже в иных обстоятельствах. Как говорит сам Вячеслав, работая на БАМе, он приобрел опыт видения, потому что научился правильно использовать подготовительный натурный материал — этюды и рисунки.

Бамовская серия принесла художнику известность, получила признание зрителей. Но Вячеслав Жемерикин не собирается расстаться с полюбившейся ему темой. Властно зовут его сибирские просторы, хочется увидеть, как изменилась там жизнь, как выросли люди, проехать по уже построенной магистрали века. И снова писать картины о молодежи.

— Когда смотришь на мир, — рассуждает он, — замечаешь, что все у нас строится, все делается с подъемом. И это не может оставить равнодушным ни композитора, ни писателя, ни художника.

В планах молодого живописца из Горького, секретаря правления Союза художников Российской Федерации — новые картины, новые поездки, новые встречи, напряженная каждодневная работа. Ведь только то приносит радость, что дается постоянным трудом, настойчивостью, проникновением в истину.

В. ШУМКОВ. Журнал «ЮХ».

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары