Бабкина Ульяна

Бабкина Ульяна Ивановна (1888-1977) — народная мастерица из под Каргополя.

О СОЛНЫШКЕ, ГЛИНЕ И БАБУШКЕ УЛЬЯНЕ
На выставках народного искусства раздел игрушки один из самых популярных. Тут всегда толпятся и взрослые и дети. И не удивительно. Обобщенность силуэта, подчеркнутость деталей превращают игрушку в настоящую народную скульптуру, а яркая орнаментальная роспись делает ее понятной и близкой каждому.
С нетерпением ожидала сельская детвора наступления теплых весенних дней. Не раз бегали мальчишки и девчонки за околицу, в поле и там хором пели, «закликая» солнышко:

Солнышко-ведрышко,
Выгляни, красное.
Из-за горы-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко,
Красную весну!
Встретило ли, красное.
Ты свою сестру!
Видело ли, солнышко.
Старую ягу,
Бабу ли ягу —
Ведьму зиму!
Как она, лютая, ,
От весны ушла.
От красной бегла,
В мешке стужу несла.
Холод на землю трясла.
Сама оступилася,
Под гору покатилася,
Встретила весну —
Солнцеву сестру!

В ту пору во многих селах и городах проходили шумные ярмарки. Чего только не свозили на них народные мастера! И ни одной ярмарки не обходилось без забавных глиняных игрушек. Чаще всего это были звонкоголосые свистульки. Отцы и матери покупали их своим ребятишкам. А те, собравшись стайкой, брали глиняных петушков да утушек и отправлялись за деревню. И там что есть мочи дули в свистульки, чтобы скорее уносили ноги злая старуха зима.

В те далекие времена глиняная игрушка была не только детской забавой или украшением жилища. Образы ее отражали народные представления о мире, были тесно связаны с исконным занятием русского человека — земледелием.

Полкан.   1970 год.

Земля… Для крестьянина она словно живое существо. По представлениям народа, земля засыпала на зиму и пробуждалась от горячих лучей вешнего солнца. Пила воду и родила урожай. Нежно, по-матерински заботилась о людях — кормила, поила и одевала их, охраняла от бед, плакала от человеческой несправедливости. В глазах народа была она чистой и светлой. И это поистине сыновнее уважение к земле воспитывалось в людях с самого раннего возраста.

Теперь понятно, почему так часто в народном искусстве встречаются глиняные женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие несут блюда с пирогами, третьи кормят младенцев или просто держат их на руках. Все они были когда-то образом родной земли, ее животворящих сил.

Кадриль.   1972 год.

Присмотримся повнимательнее. В иных краях игрушки, как и глиняная крестьянская посуда, покрыты зеленой глазурью, в других — цветным лаком с «серебром» и «золотом». И очень часто украшены нарядной росписью. Орнамент несложен, но расположение его элементов строго определенно. Например, на юбках глиняных баб, на спинах и боках коней и птиц встретим мы один и тот же рисунок: красные круги, яркие киноварные кресты. Что они значат?

«Не земля хлеб родит, а небо», — говорили в народе. И верно: солнце для пахаря — это свет и тепло, а значит, и богатый урожай. Исстари с солнцем были связаны представления о здоровье и достатке, о правде и счастье.

Наступал Новый год. По народным преданиям, вновь нарождалось солнце. Эти дни праздновались очень торжественно. Во многих северных деревнях бабушки пекли внукам узорные пряники с разноцветной сахарной поливой, лепили из ржаной муки козули — игрушки, изображавшие лошадей, оленей, коров, птиц… А солнце разгоралось все ярче и ярче. Наконец день равнялся с ночью. Солнце побеждало тьму и холод, а вместе с ними болезнь, несчастье, смерть. Все ближе была долгожданная пора, когда крестьянин бросит в ниву первые семена… К дню весеннего солнечного равноденствия пекли из теста «жаворонков» и «тетерок». Только и разговоров было, что совсем уже скоро прилетят птицы и прогонят злую стужу дружным своим щебетом. И принесут на крыльях весну-красну!

Катание на лодке.   1971 год.

Мы часто называем весну «утром года». Сегодня слова эти только метафора. Но для нашего прадеда-землепашца, жизнь которого была неотделима от жизни природы, весна и впрямь была утром года. Долгие века в народе жили поэтические представления о том, что молодое солнце выезжает в эту пору на небо в колеснице, в которую запряжены чудесные кони. Они хорошо знакомы вам по русским сказкам. Шерсть у них серебряная, грива и хвост золотые. Бежит конь — из ноздрей и ушей пламя пышет. А скачет «выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает».

С представлением о солнце долгое время был связан и красный цвет. Оттого орнамент на игрушках писали жаркой киноварью или охрой. Круги, окружности, красные кресты, украшавшие глиняные фигурки, и впрямь похожи на солнышко. Взгляните на него, прищурив глаза, и вы увидите четыре ярких расходящихся снопа лучей.
Такие узоры рисовали не только на птицах и конях, непосредственно связанных с образом дневного светила, но и на женских фигурках. Рисуя, словно сказку сказывали, как солнце своими лучами согревает землю и дает ей силу плодородия…

Прошли века. Люди по-иному стали представлять себе мир. Уважение хлебопашца к земле осталось прежним. А вот связь народной игрушки с крестьянским календарем, с древними земледельческими обрядами постепенно ослабевала. Все чаще мастера присматривались к окружающей жизни, в ней искали темы для творчества.

Как развивается искусство игрушки в наши дни? Об этом мы узнаем, познакомившись с Ульяной Ивановной Бабкиной.

Имя это составило целую эпоху в развитии русской глиняной игрушки. О творчестве замечательной северной мастерицы рассказывали газеты и журналы, радио и телевидение. В родную ее деревню Гринево, расположенную неподалеку от Каргополя, часто приезжали художники, искусствоведы, этнографы, писатели и просто любители народного искусства.

Незабываемыми для гостей Ульяны Ивановны были минуты, когда выставляла она на стол свою «глиняную сказку». Друг за дружкой появлялись поющие на разные голоса петушки и утушки, коровы и олени, черные и синие волки.

— А волк почему синий? — спрашивали ее.

— Каким же его рисовать? Я по лесу иду, а он мне навстречу бежит. Поди-ка с дороги, шумлю ему, он и побег. Волк, знать, добрый был, вот и крашу его синим. А этот — черный. Он овечку ухватил, на плечо закинул и потащил. Я его прежде черным замарала, потом синей кистью на спине звезды навела — ночью ведь он приходил…

На столе появляются все новые и новые игрушки. Вот баба с пирогами в старинном северном наряде, приветливая, хлебосольная, чем-то похожая на хозяйку. Лихие гармонисты в шляпах набекрень, в зеленых, красных, белых рубашках с узорами весело растянули мехи. Закружились в кадрили пары: статные бородатые мужики и бабы в кокошниках, безусые парни и девушки. Чуть поодаль — кормилицы с младенцами на руках, хозяйки с корзинами, деревенские модницы с муфтами, в широкополых шляпах. Бабы все улыбчивые и прибранные, мужики опрятные, бороды расчесаны. Один за другим выступают вперед «вершники». Кони под ними зеленые, синие, а на боках алые кресты. Смотришь на разноцветные Ульянины игрушки, и перед глазами праздник.

Всадник.   1970 год.

Начнут гости расспрашивать Ульяну Ивановну, как такие игрушки она делает.

— А просто делаю, — отвечает она. — Глины принесу, да вскипячу чугунок воды, да глину оболью кипятком. Ногами ее потопчу, руками помну да камни выну — она мягонькая будет. Тогда и леплю. Потом на полочку поставлю сохнуть. Через дня два в печь ставлю. Печь затоплю и обжигаю. А простынут — красить примусь.

Интересно увидеть, как рождаются ее чудо-игрушки. Возьмет Ульяна Ивановна маслянистый ] комок глины, помнет в руках, как бы приноравливаясь, впору ли вымешена, и начнет лепить лишь одной ей ведомого Полкана. Сделает его бравым «генералом»: грудь крепкая, лицо круглое, с широкой бородой. Носик небольшой, глаза что угольки. А туловище — словно у коня, и на ногах копыта. Щеки ему нарумянит, бороду легким росчерком синей и красной краски отметит, эполеты и портупеи наведет, а на груди лучистое солнышко нарисует. Сказывает потом, что Полкан-богатырь давным-давно жил, о нем еще бабушка ей говорила…

Игрушки Ульяны Ивановны почти по-детски непосредственны. Работать она любила под песню или сказку, частушку или прибаутку. И игрушки, так рождавшиеся, были для нее словно живые существа. С ними она даже разговаривала. И лишь вдоволь натешившись, складывала в бурачок.

Человеком Ульяна Ивановна была удивительным. Маленькая, подвижная, с веснушчатым, морщинистым, словно печеное яблоко, лицом, высоким лбом и веселыми, по-детски озорными глазами. Хоть и не велика ростом, да значительна. Это чувствовал каждый, едва только заговаривал с ней.

Родители мастерицы, ее деды и прадеды все были крестьянами, но не знали крепостной зависимости. Нелегким трудом добывали кусок хлеба, ведь округ Гринева каргопольская сушь: поля нехлебородные, вода далеко. Одной землей здесь не прожить. Вот и приходилось крестьянам искать дополнительный заработок. Большая часть гриневцев занималась гончарством. Делали посуду, а для детской забавы лепили еще и игрушки. Изделия расходились далеко за пределы карго-польские, возили их вниз по Онеге-реке до самого Белого моря.

Борьба охотника с медведем.   1972 год.

В крестьянских семьях дети взрослели рано. С малых лет и Ульяна стала помогать в домашнем хозяйстве, в ремесле родителям. Не один год месила глину,, потом села за гончарный круг, делала посуду, лепила игрушки.

Шли годы, она сено косила, ходила в лес за грибами и ягодами, гончарила. Деревенская ребятня только и выжидала случая, когда бабушка Ульяна примется за игрушки. Лепит и красит она сказочные фигурки, а мальчишки и девчонки вокруг толпятся — домой их не зазвать. Рассадит Ульяна Ивановна их вокруг стола, даст кому глины, кому кисточку с красками и рассказывает, как и что делать.

На всю жизнь сохранила она верность родной земле, труду отцов и дедов. Именно ей обязан каргопольский гончарный промысел тем, что донесла она старую традицию, что всеобщий интерес к ее творчеству побудил и других вспомнить прежнее ремесло.

Своими игрушками мастерица чаще всего рассказывала об окружающих ее людях, о трудовых буднях села, о веселых деревенских праздниках. С задором, даже озорством лепила она «кадрили» с лихими гармонистами и танцующими парами. Гармониста то посадит верхом на оленя, то пристроит на рога — так забавнее. Изображала добродушных соседок с полными румяных пирогов блюдами, нянек и кормилиц. Лепила охотников и кузнецов, всадников и извозчиков. С трогательной любовью делала фигурки зверей, домашних животных и птиц.

Среди ее глиняных фигурок встречаются и трагические «сказы»: «Борьба охотника с медведем», «Черные волки», «Медведь задирает корову». Ими она как бы напоминала, что есть на свете и зло, и дети об этом тоже должны знать.

Игрушки бабушки Ульяны говорят об исключительной ясности ее творческого мышления, о поэтическом восприятии всего, что окружало мастерицу. Глиняные человечки приземисты, коренасты, круглолицы. Роспись совсем проста: белой краской покрывала Ульяна Ивановна открытые части тела, большими цветными пятнами обозначала одежду, тычком кисти намечала глаза, рот, румянила щеки. Односельчане ее большей частью русые, а цвет этот понимается народными мастерами как один из оттенков красного. Оттого бороду у мужичков наводила мастерица киноварью, которую оттеняла росчерками синей краски. Рисовала аккуратно, чтобы вышла борода словно расчесанная. Прическа, опрятность — очень важная черта образов. Эта внешняя стать говорит о внутреннем содержании героев.

Ульяна Ивановна Бабкина прожила большую жизнь. Умерла она в 1977 году. А в 1978 году любители народного искусства отметили девяностолетие со дня рождения мастерицы.

Игрушки бабушки Ульяны учат нас видеть в самом обычном прекрасное. Жить чисто и  без утайки. Любить свой родной край и уважать простого человека труда. И еще работать всю жизнь не покладая рук.

Г. ДУРАСОВ   журнал «ЮХ».

.

Комментарии (1)

  • Hosting:

    Последние пятнадцать лет не устраивалось ни одной выставки произведений современного русского народного искусства, где бы не было показано творчество каргопольской мастерицы Ульяны Бабкиной.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта