Жерико Теодор

Жерико Теодор (1791—1824) — французский живописец и график. Жерико впервые во французском искусстве выразил присущее романтизму острое чувство конфликтности мира и стремление к воплощению драматических событий современности, сильных страстей.

Наследник Микеланджело

Человек, повергающий быка

Его трагическая, бурная и короткая жизнь складывалась в эпоху национальных потрясении и политических кризисов Франции. Живописец исторического жанра, Жерико с особой увлеченностью отображал исторические события, происходящие у него на глазах.

Совсем еще юный художник успел обрести творческую самостоятельность и ощутить свою избранность в искусстве. Головокружительная слава Наполеона, триумфальное, стремительное восхождение нации, чествование ее кумиров и героев военных кампаний завораживали Жерико с не меньшей силой, чем его современников. Но парадность запечатленных им образов молодых военачальников в полотнах «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», «Раненый кирасир, покидающий поле боя», «Офицер карабинеров» освещена каким-то новым для батального жанра осмыслением сути войны, трагичности, жертвенности судьбы отдельного человека на воине.

Рабы, останавливающие лошадь

Так Жерико выразил одно из острейших переживаний романтической эпохи. Состояние его героев тревожно, их лица грустны, взгляд рассеян и задумчив… Словно эти юные красавцы, которым завтра покорится весь мир, не завоеватели, а участники тревожных событий, которые будут повергать в романтические мечтания все новые поколения людей.

Создав галерею военных образов, пережив духовные разочарования и испытав творческий кризис, двадцатипятилетний Теодор Жерико едет в Италию, где на год погружается в новую для него атмосферу. Он оттачивает иную живописную манеру, в которой особенно сильно зазвучат пластические мотивы, заимствованные у великого Микеланджело.

Портрет натурщика.  1810-1811 годы.

Свидетель традиционно проводимого в Риме карнавала, одна из частей которого — состязания лошадей без наездников, Жерико разрабатывает замысел новой картины, реализовать который так и не пришлось. Остались три эскиза с общим для каждого названием «Бег свободных лошадей в Риме», включающие элементы классицистского пейзажа и вместе с тем отражающие динамику мировоззренческих исканий Жернко.

В Италии для Жерико открылись новые пути совершенствования своего искусства, он почувствовал вкус к большой станковой картине. «Жажда энергии привлечет нас к шедеврам Микеланджело.. мы будем преклоняться перед Микеланджело, пока нам не станут доступны сильные чувства, вполне освобожденные от силы физической»— так, угадывая духовные запросы эпохи, писал в 1816 году Стендаль. Жерико не был знаком с мыслями писателя, но предугадал этот новый поворот в искусстве романтизма.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта