Каминкер Дмитрий

Каминкер Дмитрий Давыдович (1949) — советский российский скульптор. Петербуржец. Учился ЛВХПУ им. Мухиной. Основатель творческого объединения «Озерки — Деревня Художников». Создал большое количество монументальных скульптурных работ. Из них в Петербурге «Авиатор», «Глашатай», «Слепой», «Трилистник Томаса Мура».  В 90-х годах 20-го века работал в Дании.

 

Это не анекдот и не досужая выдумка автора. Возможно, эти слова припомнили участники обсуждения совместной выставки ленинградских и московских художников в Гавани. На ней были представлены и скульптуры Дмитрия Камиикера. В 1975 году он закончил Мухинское училище. Его работы вызывают споры. В них есть то, что возбуждает и раздражение и восторг. Каминкер стремится увиденное в жизни показать с неожиданной, часто парадоксальной стороны. Ему свойственно умение найти пластическое решение для мотивов, казалось бы, совершенно не подходящих для скульптуры. Хозяин, дрессирующий собаку, женщина, моющаяся в до краев наполненной ванне, человек в лодке, гребущий против течения, солдатская казарма… Какими могли бы быть в наши дни финикийская царевна и влюбленный в нее Зевс? Композицией «Похищение Европы» скульптор отвечает на этот странный вопрос. Современная девица, лихо ведущая мотоцикл, вдруг приобретает в его работе некие архаические черты, а ее машина становится подобием покорного ей мотобыка. XX век с его ревущими скоростями, эмансипация, феминизация… Впрочем, вызывая у зрителя различные ассоциации, скульптор не навязывает их.

каминкер2

Сон в казарме.

Рельеф «Сон в казарме» — своеобразная арена действия, зажатая между двумя плоскостями. В этом условном пространстве нарочито подчеркнуты границы, в которых тесно и душно скрюченным телам спящих юношей. Это одна из ранних и наиболее удачных работ Каминкера. Позднее в его скульптурах усилится деформация. Цель — достигнуть большей выразительности и остроты. Подчас зритель на выставке склонен скользить по поверхности, путая красоту с красивостью. Каминкер, нарочито искажая пропорции и пространственные соотношения, протестует против подобного восприятия. В его работах за пародийным сюжетом и утрированной формой — реальная, непридуманная и неприукрашенная жизнь.

каминкер1

Гребец.

Композиция «Гребец». Человек в лодке, преодолевающий быстрое течение реки. Но если приглядеться к работе, то с удивлением замечаешь, что она составлена из как бы случайных, лишь слегка обработанных, обломков камня. В основе композиции — контраст тяжелого статичного материала и динамики мотива. Скульптору удается, отказавшись от деталей, передать главное — напряжение гребца и силу течения реки. Проблема равновесия, построенная на противоборстве статики и динамики, — одна из тем творчества Каминкера. Как прямое ее воплощение — композиция «По улетай, родной». Крылатый художник стремится в небо, но уцепившиеся за него жена и дети удерживают его на земле. В работе «Стрелец» использован принцип качалки, но вместо коня — кентавр; обернувшись, он целится в вас из пистолета.

Произведениям Каминкера свойственна метаморфичность. Композиция «Пес». Огромная собака на спине согнувшегося от страха человека. В работе мастерски передано ощущение ужаса, характерного для сцены, которую легко может вообразить каждый. Вполне конкретный пес с дачного участка, науськиваемый хозяином на чужих, приобретает в зтой работе символический смысл. Олицетворение низменных, живущих внутри человека и внешних роковых враждебных сил, которые пригибают свою жертву к земле, стремясь подчинить или уничтожить ее. Это еще одно напоминание о том, что «сон разума порождает чудовищ». В поисках выразительности и новых граней в работе Каминкер часто варьирует одну тему в различном размере и материале. Он использует фактурные возможности дерева, камня, металла. Иногда скульптор прибегает к приему коллажа. Композиция, названная «Организатор», выполнена из дерева, но значительную роль в ней играют реальные бытовые предметы. Они подчеркивают пародийность и нелепость ситуации. Человек с папкой и поднятым вверх рупором стоит на тележке с длинной ручкой, за которую ее можно тащить куда угодно. На груди у глашатая железная печная заслонка. Выдвинутая вперед нога выше колена пристегнута к другой большим крючком. Да и сам он привинчен к тележке большим болтом. На макушке вместо волос торчат длинненькие треугольные железяки. Эта работа — отклик художника на волнующие всех общественные проблемы.

Работы Д. Камнпкера монументальны, хотя они и невелики но размерам. В последнее время говорят о необходимости монументальной скульптуры в новых районах города. Современная архитектура далеко не простой фон, и не каждое произведение его выдержит. Среди работ, которые органично войдут в новую городскую среду, могли бы быть остроумные и лаконичные творения Дмитрия Каминкера. А пока он, смеясь, говорит, что делает «монументальную скульптуру карманного размера».

Алла Коробцова.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары