Манучарян Вартан
Манучарян Вартан Самвелович (1956-2016) — советский российский художник из Пензы. Родом из Армении. Окончил Пензенское художественное училище. Работал в жанрах натюрморта и портрета.
Автопортрет с другом.
Даёшь выставку!
Выставка работ пензенкого художника Вартана Манучаряна неизменно пользуется любовью и вниманием зрителей. Планируемая на месяц, она растянулась все лето, и теперь у жителей Пензы и области остается совсем немного времени, чтобы знакомиться с работами этого удивительного человека.
В этом году ему исполнилось бы шестьдесят. Видный, мудрый и удивительно талантливый художник — в таком лаконичном описании сразу можно было бы узнать Вартана Самвеловича. В память о любимом отце, учителе, друге и коллеге в Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого с последним днем весны открылась выставка работ Манучаряна. Приуроченная к юбилею (29 мая ему бы исполнилось 60 лет), она прошла в память о художнике, скоропостижно скончавшемся в своей мастерской 9 января.
Основная часть картин — из коллекции сына художника, Григория. В собрании же самой галереи семь работ Манучаряна, причем два портрета (Прилепкина и Давыдовой) галерея также обрела в качестве подарка от сына.
Но все же самое большое впечатление на меня произвели две картины, с них началось знакомство с этим особенным художником. Первая, что неудивительно, «Автопортрет с другом» — она венчает любую презентацию работ Манучаряна.
— Он изобразил себя с самым верным своим другом, спаниелем Диком, -комментирует Казицына. -Пес не предаст, не обольет грязью за спиной. Искренний, преданный, самый надежный друг!
Именно глядя на эту картину, возникла ассоциация с великим мастером светотени Рембрандтом. Оказалось, что именно он был любимым художником Вартана Самвеловича. Вообще же особое влияние на его творчество оказали фламандцы: следуя их заветам, Манучарян проявил себя настоящим мастером натюрмортов.
Их он считал едва ли не сложнее портретов хотя бы потому, что если человек может сам проявить свой характер, то в натюрмортах веши приходится «сталкивать». В итоге на картинах, выполненных в основном в темной цветовой гамме, создается особенный философский колорит. Даже бронзовый отблеск бокалов и сосудов несет в себе задумчивую глубину. Помимо портретов и натюрмортов, порой Манучарян писал и пейзажи любимой Армении.
Вторая врезавшаяся в душу работа «Женский портрет» (с сережкой).
Загадка художника
Вартан Манучарян родился в древнем армянском городе Степанаване, но художественное образование получил в Пензе.
— В те годы (он учился в 1977 — 1981 гг.) в художественном училище царила необычайно творческая атмосфера. Сюда приезжали поступать ребята из разных союзных республик как в одно из лучших художественных училищ страны, -вспоминает Светлана Николаевна.
Но не только творчески был силен Вартан Самвелович.
— Он был очень образованным человеком с широчайшим кругозором. Рассказывал, что еще со школы у него был живой интерес к книгам: по философии, искусству и живописи, истории. Разговаривать у него в мастерской можно было ночи напролет! Никогда эти беседы не были болтовней и праздным многословием, но и без всякой назидательности.
Кроме того, художник очень переживал за судьбу страны в тяжелые времена до и после перестройки, русских людей считал братьями, но близких друзей у него было немного.
— К нему можно было прийти в любое время, и он всегда умел поддержать, Ободрить, отвлечь от тяготных мыслей. Умел ласково и мудро поддержать в трудные минуты. При этом с его врожденной доброжелательностью умел и четко поставить человека на место.
Разговоры часами никак не отражались на его авторской плодовитости:
— Порой люди удивлялись, когда же он успевал работать: беседовал допоздна, показывал новую начатую картину. Видимо, в этом общении он наполнял себя.,.
В последние годы художник жил более уединенно, но и в ограниченном пространстве своей мастерской он сохранял способность «обнимать в себе весь мир».
Он любил…
Делясь личными воспоминаниями о художнике, Светлана Казицына нередко начинала со слов «он любил…».
— Очень любил антикварные вещи: бронзовые рюмочки, кубки, вазы, стеклянные, керамические… Все это он использовал для работы. Еще любил музыку. Например, познакомил меня с дудуком! Услышав его, я подумала, что это человеческий голос — мужской, надрывный, чувствующий… Словно рассказывающий о чем-то неземном, вечном!
Кроме того, Вартан Самвелович очень любил цветы: ромашки, амариллисы, фиалки, ирисы…
— Мелкие, с тонкими изящными стеблями садовые ирисы он называл «касатиками». И ему всегда дарили их на день рождения. Очень любил писать калину. Животных любил. И людей. …Да и саму жизнь, — вздохнув, вспоминает собеседница.
В саду веет душистым мягким ароматом… И это вновь породило у Светланы Николаевны череду воспоминаний.
— Как-то вечером мы отправились добывать шиповник — для нового натюрморта: один стоит на стрёме, другой орудует секатором… Жаль, шиповник очень быстро опадает!
В этой открытости, умении ценить прекрасное и настоящее виделись и врожденные особенности его натуры и то, что можно назвать несгибаемым, сильным характером.
— Негнущийся и непрогибающийся… Он никогда себя не выпячивал и скромно шел по своему жизненному пути.
Впрочем,этот скромняга умел произвести впечатление! Причем не только талантом создавать прекрасное из предлагаемых обстоятельств, но и тем, как вносил в мир свой образ художника.
Вартан Самвелович всегда старался выходить в люди (особенно направляясь, как он сам говорил, в храм искусств — картинную галерею), опрятным и аккуратно одетым. Когда он шел вниз по Московской, его плащ развевался, да еще длинный шарф на шее… Рубашка — всегда белая, выглаженная. И идти рядом с ним было приятно. Или даже, я бы сказала, почетно! Сама замечала, как женщины порой оборачивались ему вслед.. Дамы сворачивали шеи…
Романтик, он дополнял свой образ черным бархатным беретом, заметить который можно и на автопортретах, и на личных фотографиях.
— Мужское в нем было на самом высоком уровне. Мужчина с большой буквы! К женщинам он всегда относился очень уважительно, особенно к матерям, дамам почтенного возраста. Был он и человеком влюбчивым… Любил и ценил женскую красоту, особенно если она сочеталась с тактом и умом. При этом каждый человек рядом с ним себя ощущал особенным, поднимаясь до его уровня.
Мастер светотени
Мы стоим возле картины: на ней опадающие белые бархатные лепестки шиповника. И от них словно
В этом году ему исполнилось бы шестьдесят. Видный, мудрый и удивительно талантливый художник — в таком лаконичном описании сразу можно было бы узнать Вартана Самвеловича. В память о любимом отце, учителе, друге и коллеге в Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого с последним днем весны открылась выставка работ Манучаряна. Приуроченная к юбилею (29 мая ему бы исполнилось 60 лет), она прошла в память о художнике, скоропостижно скончавшемся в своей мастерской 9 января.
Основная часть картин — из коллекции сына художника, Григория. В собрании же самой галереи семь работ Манучаряна, причем два портрета (Прилепкина и Давыдовой) галерея также обрела в качестве подарка от сына.
Мастер портрета
Вообще же портретов на выставке много: их можно назвать едва ли не «визитными карточками» художника.
— Они наполнены задумчивостью, внутренней красотой, люди на них находятся в спокойном размышлении, имеют стержень, — делится наблюдениями методист Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого Светлана Казицына.
Будучи лично знакомой с ним, она не раз наблюдала авторский подход к работе:
— Вартан непременно с человеком сначала устанавливал контакт, беседовал за чаем (а как он умел находить взаимопонимание), приступал к работе.
Сам мастер, рассказывая о создании портретов, отмечал, что его задача — не уступить ни себе, ни портретируемому. Иными словами, не впасть в искажения и не пойти на поводу у голого реализма, а «отразить исконную, внутреннюю жизнь, которую проживает каждый человек».
А она, судя по отражению, прекрасна, заметно, что портреты пронизаны любовью и умением видеть в людях лучшее. А люди художника нередко подводили… И за каждый выбор своих героев не в пользу чести и совести Вартан Самвелович очень переживал.
— Сам же он был человеком твердых принципов, но при этом очень искренним, незлобивым, веселым и легким в общении. Он не стремился к чинам, мог запросто общаться и с дворниками, и с директорами. И ко всем подходил по-человечески, с вниманием и душой.
Натюрморт с яблоками.
Глубина, загадочность, благородство. Видимо, все-таки не мог Манучарян без того, чтобы не выразить через своих моделей и самого себя!
Помимо масляной живописи, автор создал немало картин пастелью. Причем работал не только по бумаге и картону, но и на холсте. Возможно, такой подарок зрителям — выставку этих работ — удастся сделать ближе к зиме совместными усилиями сына художника и директора Пензенской картинной галереи Кирилла Застрожного.
— Организовать это довольно сложно, поскольку пастельные работы нужно держать в темном помещении, выставляя лишь под стеклом, — напоминает Светлана Казицына.
А пока у гостей и жителей Пензы и области есть еще немного времени, чтобы полюбоваться масляными работами и вспомнить уникального творца и человека — Вартана Манучаряна. Вечная и светлая ему память!