Уваров Виктор

Уваров Виктор Витальевич (1959) — российский скульптор. Родом с Орловщины. Окончил Пензенское художественное училище.

уваров2
В Пензенской картинной галерее к Пасхе открылась выставка нашего земляка Виктора Витальевича Уварова (1959) «Возрождение».

 

Скульптор, член Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, чем-то был похож на свои работы, держался гордо, но в то же время скромно. И самое главное от нero веяло какой-то непостижимой силой. Такое же ощущение возникло позже — от знакомства с его работами.

Родник вдохновений

Выставка открылась в дни Страстной недели. Развлекаться, в том числе и устраивать выставки, среди православных в это время не принято. Но, как заметила сотрудница галереи, «мы пошли на этот шаг, потому что выставка созвучна подготовке верующих к Пасхе». Скульптуры Виктора Уварова действительно несут зрителю высокие библейские образы, просят задуматься о вечном.

— Сегодня мы пришли к настоящему художнику,  — сказал начальник управления культуры и архива Пензенской области Евгений Шилов. -Много было выставок, но в этой — характер самого российского народа. Вся жизнь народа — это борьба. С западными искушениями, например, с которыми мы столкнулись, а сейчас поняли: это было ложное. Опять стали интересоваться своей историей, культурой, корнями. Сегодняшнюю выставку я бы сравнил с родником откровений, из которого мы черпаем духовную силу.

Дерево и камень

Его работы выполнены в разных техниках и из разных материалов. Маленькая Юдифь — из липы,

уваров1

забавные малыши — герои скульптуры «Детство» — из клена, а при работе над скульптурой Иисуса Христа художник использовал разные породы дерева. Представленные на выставке ,- работы из камня. Например, скульптура «Преподобный Илья Муромец» высечена из диарита. Оказывается, этот камень тверже гранита!

— Я много работаю в камне, в мраморе, — признается автор. -У меня близки к завершению пять образов. Они настолько монументальные и сильные, что дерево не выдерживает. Это образы русских святых, князей, царей.

уваров3

Мощь исторических образов

Виктор Витальевич уверен, что основание государства зиждется на православной верхушке. Среди образов — икона равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко.

— Народ до такой степени любил Владимира, что, когда он умер, все плакали понастоящему, — рассказывает Виктор Уваров. — Заменить князя некому было, и начались распри, погибли царевичи Борис и Глеб, пока не воцарился Ярослав Мудрый.

А вот еще мощный образ — равноапостольный император Константин, первый император, который официально утвердил православную веру в Византии.

— Он могучий. От него остались фрагменты колоссальной скульптуры, у него по-настоящему лицо было внушительным, необыкновенным.

Размер мраморных скульптур — чуть больше метра. Но, по словам художника, если правильно подать скульптуру, она, будучи маленькой, может казаться пятнадцатиметровой. И наоборот.

уваров4

Задача скульптора

В Древнем Риме не было фотоаппаратов. Они заказывали себе портреты в виде скульптур. Поэтому психологический портрет был очень сильно развит, ведь перед художником стояла сложнейшая задача — передать личность. Оказывается, первая скульптура Иисуса Христа была заказана Марией Магдалиной. А первые иконы на Руси были резные. Первым нашим скульптором считается Сергий Радонежский, он делал резные иконы, фигурки святых и дарил их детям. Они несли в себе его духовное благословение и нравственную составляющую.

— Есть люди, считающие, что искусство — оно ради искусства, — рассуждает Виктор Витальевич. — Нет. Если проследить историю человечества, то все произведения, начиная с наскальных рисунков, несли в себе духовный подтекст. Или черный духовный, или светлый духовный. Возьмем Египет. Все скульптуры несли в себе темный подтекст. В дальнейшем искусство росло, скульптура начала работать на интеллект, на духовность. Я уверен в том, что скульптура должна нести только нравственность. Каждая работа должна нести свет. Вот смотрите, деревянный попугайчик, но он оставляет в душе положительные ассоциации. Скульптура призвана возвышать внутренне состояние человека. Человек не должен закапываться в земле, в материальном.

Сила таланта

За многолетнюю творческую деятельность он так и не получил творческую мастерскую. Но это Виктора Витальевича не сильно расстраивает: он создает свои образы в дереве и камне дома, в обычной квартире. Или в гараже.

Это сложная и захватывающая работа. Например, чтобы изваять образ исторической личности, надо подробно, до мельчайших деталей, изучить архивные документы, биографию, графику, скульптуры тех времен.

Виктор считает, что все у него получается именно с Божьей помощью.

— Человек — пустота. Что такое человек? Как только он возомнит, что он что-то умеет, так значит всё. Или возомнит, что чего-то достиг. Микеланджело, когда умирал, сказал: «А я только по слогам искусство начал читать, а уже умирать пора…». Ему почти 90 было. Тебе Господь талант дал не просто так, за него потом ответишь. Ты его должен приумножить. Это не человеческая собственность, это Бог дал на время, поработай с ним, приумножь и приведи спомощью своих творений ко мне нравственных людей.

Как справедливо заметил присутствовавший на открытии выставки отец Михаил из храма Архангела Михаила, нечасто увидишь такую проповедь веры Христовой через искусство. Скульптуры Виктора Уварова — это нить через всю историю Руси, которая нераздельно связана с православной верой.

А ведь и в самом деле, как заметил сам художник, искусство — мощная сила. Если ее правильно направить, народ вернется к своим истокам.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта