Шагин Дмитрий

Шагин Дмитрий Владимирович (1957) — советский российский художник, член творческой группы «Митьки». Ленинградец. Окончил художественную школу при АХ СССР.

 

Самая народная, самая понятная широкому зрителю, самая популярная группа в области современного искусства «Митьки» появилась в Ленинграде в середине восьмидесятых, перед самой перестройкой. «Ветру перемен» художники обязаны своими триумфами на родине и в Европе. Но уже в конце 1990-х, кода мода на все «русское» стала сходить на нет, необузданно плодовитых митькое начали упрекать в повторах, циничной эксплуатации мифа о «братках»; в замене довольно консервативного и дилетантского по своей природе творчества затянувшимся театрализованным представлением, в нарциссизме и саморекламе, в конце концов. На сегодня движение практически распалось, но классический образец «митьковства» Дмитрий Шагин (именем которого и была названа группа) рисует картины вместе с Валентиной Матвиенко и «работает» официальным представителем нонконформистской художественной среды Петербурга. И продолжает усидчиво рисовать картины, придумывать проекты и устраивать выставки. Иногда — неплохие.

шагин1

Ну что, брат Пушкин?   1991 год.

Один такой «литературно-художественный проект» демонстрируется в московском Государственном литературном музее, в особнячке в Трубниковском переулке. Называется «Русская литература. Шли годы…» и построен на соположении компиляции цитат из писем композитора Анатолия Лядова, в которых поминаются отечественные классики, и их портретов маслом. Даже не портретов, а шпалерных иконостасов, на которых Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев и проч. изображены в разные годы жизни. Нарисовано в фирменной шагинской манере, где тонко переплетены наив, маэстрия, ироническое копирование канонической иконографии, артистическая небрежность и лубочная издевка.Однако гораздо любопытнее сами тексты Лядова. «Митьковство» как исключительно пластическая инициатива затухла, еще не начавшись. И интересна она как полифоническая и многожанровая авантюра, сочетавшая в себе литературную деятельность, бесконечный перформанс и вообще «искусство жизни»; к которому выставки были необязательным дополнением. И одаренный сочинитель Шагин, автор незабвенного «Митъковского марша» на мотив «Прощания славянки» («Мы проснулись с тобой после праздничка, оттянулись вчера в полный рост…»), опять проявил свою писательскую натуру, изощренно собирая пазл из выбранных мест лядовской переписки с друзьями. Якобы эти письма, опубликованные в 1916 году в Петрограде уже после смерти композитора, были предоставлены художнику коллекционером и библиофилом Сергеем Люлиным. Но зная любовь Шагина к квазинаучным репринтам (чем и прославилось митьковское издательство «Красный матрос»), не удивлюсь, что этих писем (или всех этих писем) Лядов и не писал никогда.

Не называл Толстого «противным старикашкой». Не злопыхательствовал, сравнивая Чехова с розой без лепестков — «одна царственная палка» Не считал Горького главным эстетическим врагом, «противным, как касторка» А сам не был таким уж заклятым любителем «чистого искусства» с ощущением крыльев за своей спиной. Создатель «Бабы-Яги» кажется, был деликатнее и умнее. Но если Шагин и оказывается на дружеской ноге не только с Пушкиным (выставку открывает холст, где художник рисует с натуры великого поэта под недоуменное вопрошание того «Ну что, брат Митька?»), но и с Лядовым, препарируя фамильярный элистолярий того, все равно это выходит артистично, остроумно и даже… деликатно.

Нет это не Лядов, а Митя Шагин перечитывает и переписывает (буквально перелицовывает) великую русскую литературу, ни в чем себе не отказывая. Ведь митьки никогда не хотели никого победить. Просто так, оттягивались после праздничка. Пира духа.

Федор РОМЕР

 

 

День мартовского кота Эрмитаж отмечает уже не первый раз. Но каждый год это происходит по своему. В прошлом году во дворе Зимнего расписывали больших фанерных котов, в этом все участники праздника разрисовывали огромный транспарант.

шагин2

-Вот видишь как я сделал — раз, и полосочки. А ещё оп! — и хвостик тоже полосатый!- самый известный питерский «митёк» художник Митя Шагин, увлеченно размахивая кистью, наносил последние штрихи на рисунки котов, сделанных ребятами из художественных школ и студий Петербурга. А-какие еще коты бывают? Рыжие? Давайте рыжего нарисуем и назовём его Матроскин!

К растянутому во дворе Зимнего дворца полотнищу для коллективного рисования было не пробиться — возле него толпились дети с кисточками и красками, родители с фотоаппаратами, Журналисты с телекамерами. В этом году ребятам было предложено создать образ кота — героя мифов и легенд на тему «Кот на земле, в воде и в воздухе». А те, кому не хватило места у холста, с удодовольствием разрисовывали снежные сугробы вокруг.В прошлом году хвостатые обитатели музейных подвалов пришли в гости к юным художникам — их вынесли во двор сотрудники Эрмитажа в специальных ящиках-переносках. В этом году усатые-полосатые не высунули из сухого и теплого подвала даже кончика хвоста — уж очень мокро было во дворе. Кстати, как рассказали сотрудники Эрмитажа, сейчас в подвалах обитает около полусотни Барсиков и Мурзиков, которых опекает музей, хотя еще в прошлом году их было почти в два раза больше. Потому что на проходившей недавно в «Лофт-Проект ЭТАЖИ» благотворительной акции «Хочу домой!» некоторые коты из Эрмитажа нашли своих новых хозяев.

— Коты — самые красивые животные, — продолжая рисовать, рассказывал Шагин. — Моя мама говорила, что трудно заниматься живописью, когда в доме кот, нужно любоваться котом, который сам — истинное воплощение искусства. Поэтому у меня дома котов нет, иначе я не смог бы рисовать.

Из двора Зимнего дворца День мартовского кота переместился в музейные залы. В вестибюле первого этажа были выставлены работы-победители конкурса, и все посетители Эрмитажа могли оценить художественное мастерство юных рисовальщиков и любителей мошек. Но самые бурные страсти разыгрывались на втором этаже — из Павильонного зала начинался игровой маршрут «Кошки-мышки, или Путешествие за эрмитажным котом».  Участвовать в этой игре могли все посетители музея, главная задача — найти в залах Эрмитажа изображения не только котов, но и мышей. И оказалось, что мышей в музее вполне достаточно: теперь все участники этого веселого путешествия наверняка запомнят, что мыши притаились, например, на одной из сторон мозаичного стола в Павильонном зале — там изображена упитанная рыжая мышь, увидеть которую можно, если заглянуть почти под стол.

Толпа возбужденных и охваченных творческим азартом детей и их родителей бодро мчалась по Эрмитажу, за ними галопировали журналисты, пытаясь на ходу запечатлеть самые интересные моменты, за окном таял лед на Неве, и текли ручьи… А что же настоящие виновники этой весенне-музейной кутерьмы? Они — усатые, хвостатые, рыжие и полосатые — спокойно доедали свой завтрак и отправлялись по насущным кошачьим делам в музейные дворы: весна для настоящего кота — самое хлопотное дело, надо думать о любви, сочинять новые песни и находить друзей и подруг.

 

В столичной «Галерее N» открылась экспозиция «Мартовские кошки». Выставки с подобными названиями — почти традиция. Больше всего на выставке картин Екатерины Куклачевой: четыре серии работ, среди которых иллюстрации к книге Игоря Карде «Кошкины сказки». Собственно, идея выставки появилась благодаря Екатерине. Арт-директор галереи Ирина Фетисова увидела ее картины в ЦДХ и предложила объединить их с другими художниками под общей темой в «Галерее N? Серия работ Анны Соломатиной «Женщины-кошки» иллюстрирует качества, отличающие настоящую женщину: «Мудрая», «Гибкая», «Независимая», «Разборчивая»,
«Дикая», «Домашняя». Пытаюсь угадать, кто из них какая, не заглядывая в подписи. Ольга Мочалова, художник арт-терапевт Московского института маскотерапии и Мастерской доктора-психотерапеета Александровича, глубже смотрит на «проблему? Кошки, по мнению Ольги, — «таинственные существа, рожденные нашими снами и глубинным бессознательным». Более традиционны работы Марии Ивановой. Скромные герои ее картин тянутся к кексу или выглядывают из цветов, не покушаясь на область бессознательного. Кошки мудры от природы, считает Мария.На открытии выставки обещали и «братьев наших меньших»: можно принести своих котов, художники их нарисуют.

Марта ПЕРЕВОЗОВА Наталья ШКУРЕНОК.

 

 

Ретро-проект «Этикетки» откроется  в помещении Екатеринбургского музея изобразительных искусств. В презентации примут участие поэт из Москвы Всеволод Емелин, а также члены арт-объединения «Митьки» — поэт Михаил Сапего и «утюжник Дмитрий Дротдеикий. Проект позволяет увидеть, как с течением времени менялся облик этикеток алкогольной продукции, главным образом во времена СССР «Проект никоим образом не пропагандирует спиртные напитки, а просто дает возможность совершить путешествие в алкогольное советское прошлое, — отмечают авторы. На выставке будут представлены 64 живописные работы, созданные разными художниками объединения «Митьки’.’ Картины представляют собой «ремейки» советских водочных и алкогольных этикеток в авторском прочтении. Проект «Этикетки» уже был представлен публике в Петербурге и Москва.  Экспозиция в Екатеринбурге будет дополнена выставкой реальных алкогольных этикеток.

 

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары