Алеш Миколаш
Миколаш Алеш (1852-1913 гг.) — чешский художник. Писал картины маслом лишь на протяжении небольшого’отрезка времени, в молодости. Это его творчество говорит о могучем и многообещающем творческом подъеме, который, однако, так же, как вскоре и в монументальной концепции цикла «Родина», созданного для Национального театра, натолкнулся на всеобщее непонимание.
Из отдельных картин и эскизов, большинство которых было написано в 1877-1878 гг. в спокойной обстановке поместья Александра Брандейса в Сухдоле под Прагой, ясно виден круг интересов художника. И в го же время с удивительной зрелостью проявляются его художественные достоинства — в структуре пасты и в почерке, полном драматизма, особенно в пламенном колорите, идущем от души художника.
Поход Ракоци. 1877 год. Фрагмент.
Гусит в Прибалтике. (У гроба божьего воина). 1877 год.
Это совершенно явно видно по романтическому пафосу «Похода Ракоци» или по задумчивой серьезности картины «Гусит в Прибалтике».
Эскиз к картине «Встреча Иржи из Подебрад с Матьяшем Корвином». 1877год.
К лучшим произведениям чешской живописи XIX века относится эскиз к картине «Встреча Иржи из Подебрад с Матьяшем Корвином», построенный на полном драматизма контрасте композиции и колорита. Эта картина Миколаша Алеша эффектно иллюстрирует творческий диапазон художника, как в широко задуманной декоративности («Огонь» на трехстворчатой ширме),
Огонь. 1878 год.
Улан. 1878 год.
Свети мне, солнце золотое. 1878 год.
так и в чутком восприятии лирических деталей, в трогательных намеках на южночешский пейзаж («Улан») или во взволнованном почерке комбинации техники масляной живописи с приемами графики («Свети мне, солнце золотое»).
Карлштейнский ворон. 1882 год.
Можно сказать, что в 1881-1882 гг. Алеш почти совсем перестает писать маслом. К последним картинам, написанным маслом, относится «Карлштейнский ворон».
Цыганка. (Чардаш) 1881 год.
Всадники. (Ганаки) 1881 год.
Эта технология живописи еще отражается частично в акварелях, полных динамики и света («Цыганка, «Всадники»). Алеш перерос рамки своего времени и показал новые возможности в живописи, которые, к сожалению, из-за непонимания не были использованы.
И хотя после этого Миколаш Алеш окончательно отказался от масляной живописи, и в порядке исключения вернулся к ней лишь два раза, этот опыт молодых лет навсегда вошел в его творчество.
Гусары (при Марии Терезии). 1890 год.
После битвы у Липан (Гетман Чапек). 1901 год.
Полки Игоревы. 1902 год.
Об этом свидетельствуют его акварели с ярким и лирическим колоритом («Гусары», 1890 год) или с полной драматизма цветовой гаммой («После битвы у Липан», 1901 год), с торжественным пафосом («Полки Игоревы», 1902 год)
Левы-Градец. 1907 год
Во имя бога. (Ян Жижка из Чаши). 1908 год.
или с интимной лирикой личного восприятия («Левы-Градец», 1907 год), а нередко с совершенным сочетанием масляной живописи и графической техники («Во имя бога», 1908 год.)
Иржи Коталик