Пономарёв Михаил
Пономарёв Михаил Яковлевич (1935-2013) — советский российский художник гравёр пейзажист. Родом из Волгоградской области. Жил и работал в Балаково. Учился в Пензенском художественном училище.
Художник, остановивший время… В Пензенской картинной галерее открылась выставка, посвященная памяти Михаила Пономарева.
Братство художников.
Это имя пензенцам мало знакомо, но все-таки выставку работ мастера можно считать возвращением. Выпускник Пензенского художественного училища 1963 года Михаил Пономарев навсегда оказался связан с ним духом своего творчества.
-Люди приходят, учатся, уходят… Но между собой эта школа так скрепляет, дает путевку в братство. И вот человек вернулся к нам, и мы видим — наш человек! — выступила заведующая экспозиционным отделом картинной галереи Нина Санталова.
Балаково. Христовоздвиженская церковь.
Художник Анатолий Омельченко отметил, что появление в Пензе художественного училища стало мощным очагом развития культуры:
— Здесь нельзя плохо учиться! Вот и сейчас молодежь пришла новая, другая, они многое видят иначе, но их стремления прежние.
Обращаясь к нынешним учащимся училища, он горячо добавил:
— Посмотрите и восхититесь, впитывайте все, каждый лист бумаги пронюхивайте! Это уникальный шанс получить важне
ший урок — урок школы.
А школа эта — фундаментальная. Школа жизни, мысли и чувства.
— В то время в художественное училище пришли дети войны, испытавшие много лиха в своей жизни. В конце 50-х годов здесь еще витал дух Горюшкина-Сорокопудова. И мы хотели учиться, мы хотели стать настоящими художниками! Это было очень серьезное поколение, — поделился воспоминаниями о коллегах пензенский художник Анатолий Афанасьев. — Михаил поражает графикой! Посмотрев его дипломные работы, я увидел Картины!
Замначальника областного управления культуры и архива Николай Сизов особую благодарность выразил родственникам мастера, которые инициировали выставку накануне годовщины смерти Михаила Яковлевича.
— Это действительно возвращение к истокам! И хотя Пономарев работал в Балакове, очень любил свой город, но пензенскому зрителю он будет по особенному близок и понятным.
Картины эпохи
Старшее поколение для молодежи — настоящая сокровищница. Из их рассказов воссоздаются живые
портреты эпохи, невоплотимые более образы. В этом смысле картины Пономарева еще более красноречивы.
Март на Иргизе. 1993 год.
— В то время эти работы казались обычными, создавались в рутине, кропотливой и каждодневной, без мечты о признании, претензий на гениальность. Но уже тогда было заметно, что он хорошо умел видеть жизнь, обобщать ее, не боялся искать себя в ней, — продолжил Омельченко.
Эмоциональные, теплые, уютные — так по первому впечатлению хочется описать увиденные картины. И хотя изюминкой автора преимущественно была графика, в работах маслом авторский стиль проявился не менее щедро. Это и задумчивые виды любимого Балакова, красоты смены сезонов на реке Иргиз, лиричные образы домашних натюрмортов.
Студентов особенно увлекли офорты* Пономарева: питая к ним и профессиональный интерес, они отмечали тонкое мастерство, кропотливый и тонкий стиль работы.
— Сразу ощущается, что человек был очень требовательным к себе, не терпел небрежности даже в мелочах, — рассуждали девушки, склонившись над листами, изображение на которых порой едва было больше их ладони. — А какая детальная прорисовка!
Широта степи в душе его
Действительно, очень многое об авторе могут поведать именно его произведения. Дочь художника Татьяна Михайловна рассказала, каким отец остался в ее воспоминаниях, как он рос и переживал творческое становление:
— Он родился в 1935 году в Волгоградской степи. Шесть лет ему было, когда началась война, отец ушел на фронт… И уже в этом возрасте он сумел взять на себя мужские обязанности, помогая маме воспитывать двух младших сестер. А сколько раз он спасал их от степных гадюк!
Поначалу молодой человек избрал карьеру моряка, на всю жизнь сохранив военную выправку и твердую самодисциплину. Но, уже работая на судоремонтном заводе,понял,что его призвание в другом:
-Папа рассказывал,что как-то утром он шёл на работу и вдругновым взглядом
посмотрел на идущую впереди толпу: все в черных бушлатах, руки в карманах, сгорбившись, и у каждого на воротнике треугольничек… И тут понял, что так жить не сможет: чтобы изо дня в день одно и то же, — цитирует она воспоминания отца.
Восторг.
Да и как он мог слиться с толпой, когда творческое самовыражение еще в детстве заставляло его ценить каждый сантиметр свободного для живописи пространства? В мелочи, но находить свободу для поиска и созидания нового.
— Все оборотные стороны клеенок в доме были расписаны его любимыми лошадями. Рисовал и на газетах, между строк, поэтому, видимо, у него такой мелкий, бисерный почерк, — делится милыми сердцу наблюдениями дочь. — Был он и деликатный шаржист, обладал тонким чувством юмора.
О том, что Михаил Пономарев был человеком теплой и широкой души, говорит не только его творчество, но и то, что, прожив со своей супругой вместе более 50 лет, обрел в ее лице соратника.
— Мама всегда поддерживала его, а порой и «толкала», чтобы проявить себя, принять участие в выставках. Он сомневается, нужно ли? А она сразу и уверенно подхватывала: нужно! Работал он много, неустанно…
Образ отца — могучего, широкого, крепкого — навсегда запечатлелся в голове девочки. Таким она его запомнила, таким и представила его пензенской публике. И уже не можешь воспринимать картины безлико, в отрыве от этой особенной истории. Везде — звучащий человек, его переживания, наблюдения, тонкие штрихи к значимым деталям. Здесь, среди гравюр, прозрачного или насыщенного масла, теплых колоритных образов 80-90-х годов чувствуешь себя спокойно и легко. «Приходи» — вроде название только одной картины, а вроде бы и зов души, протянутый оттуда — из тех времен.
Анна ШАРОВСКАЯ