Комов Олег

Комов Олег  Константинович  (1932-1994) — советский скульптор, график. Москвич. Учился в МОХУ памяти 1905 года. Потом в Суриковском институте у Н. Томского.  Сначала работал с малыми формами. Потом стал автором многих памятников выдающимся деятелям русской культуры, видным историческим личностям.

 

комовПамятник А. В. Суворову в Москве.

Совершенно иной круг проблем встал перед авторами памятника A. В. Суворову, открытому в Москве в феврале 1982 года. Еще со времен Великой Отечественной войны образ Суворова стал как-то излишне хрестоматийным. Этому помогли и многие монументальные работы, в частности, мозаики первых послевоенных станций метро. В новом памятнике необходимо было как раз показать не только Суворова-воителя, но Суворова-человека.Конкурс на этот памятник впервые был объявлен еще перед Великой Отечественной войной, но окончательное рассмотрение проектов произошло лишь в 1977— 1978 годах. Уже на выставке проектов работа скульптора О. Комова и архитектора В. Нестерова выделялась неординарностью и вместе с тем глубокой традиционностью.

Подавляющее большинство скульпторов изобразили полководца на коне. Некоторые композиции были созданы явно под впечатлением известного полотна B. И. Сурикова: альпийский перевал, Суворов на коне с указующим
вперед жестом, пехотинцы, штурмующие перевал. Однако уже само место установки памятника затрудняло сооружение его в виде конного монумента. Памятник предполагалось поместить на площади Коммуны перед Центральным театром Советской Армии. Многоколонное бело-желтое здание театра с парадными маршами лестниц, весьма дробным по массам фасадом, со сложным планом в форме звезды было далеко не благоприятным соседством для многофигурного памятника. В конном монументе, как правило, наиболее выразителен профильный ракурс. Здесь же установка памятника боком к главному входу в театр была, конечно, невозможна, и, следовательно, основными точками восприятия стали бы вид спереди и сзади, что весьма невыигрышно для конной статуи.

Кроме того, конный памятник как бы уже предопределял, что в нем будет воплощен только образ полководца. Но ведь Суворов мог и петухом прокукарекать, и вместо рапорта о военных победах послать императрице шуточные стихи. В свой крепостнический век он видел в солдате человека, ценил его ум и сметку больше, чем вымуштрованность и умение выступать «гусиным шагом».

комов3

Памятник А. С. Пушкину в Твери   1974 год.

И для Комова с его психологически разносторонним подходом к решению образов в монументальной скульптуре, особенно впечатляюще проявившемся в памятниках А. С. Пушкину и А. Г. Венецианову, создать одноплановый образ было равносильно измене самому себе и тем новым принципам монументального искусства, которые он уже много лет успешно воплощает. Поэтому скульптор предложил однофигурный памятник-статую, что давало возможность раскрыть характер Суворова более полно и многосторонне.

В накинутой на плечи епанче, с крестом ордена св. Анны, при шпаге, с подзорной трубой в одной руке, слегка повернув голову, Суворов спокойно стоит на красном гранитном пьедестале и словно, чуть улыбаясь, смотрит то ли на зрителей, то ли на проходящие мимо свои легендарные войска. Перед ним на брусчатой площадке лежит несколько стволов подлинных пушек XVIII века. Тонко, почти ювелирно npopаботаны детали: пальцы рук и чуть вспухшие вены на тыльной стороне ладоней, орденский крест, эфес шпаги с надписью, петлицы и пуговицы мундира… Конечно, здесь в какой-то мере сказалось влияние стиля «ретро» с его любованием стариной и культом отделанности. Но это не только дань распространившимся художественным веяниям. Это и воплощение творческих установок самого скульптора, всегда стремившегося к точности, законченности и культуре детали. К тому же такая мастерская отделанность способствует достижению впечатления подлинности, документальности, что вызывает безусловное доверие к правде образа.

Памятник установлен в начале небольшого сквера, выходящего на площадь Коммуны. Он стоит лицом к театру, но между ним и зданием театра простирается большое пространство площади. Поэтому лучшие точки обзора не с театральной лестницы, а более близкие, позволяющие хорошо воспринять общую пластику и детали, которым уделено такое большое внимание. Поза полководца не только естественна и непринужденна — она полна особого изящества, ваятель подчеркивает в Суворове не силу, а интеллект, духовное начало, примат мысли. И именно в этом подлинная созвучность эпохе, приучившей нас по достоинству ценить достижения разума.

Памятник создан в опоре на традиции русской скульптурной классики XIX века. Вспомним стоящие в Ленинграде статуи Суворова, Кутузова, Барклая де Толли. Все Эти полководцы воспроизведены пешими.

комов1Андрей Рублёв.

комов8Пушкин и няня.

комов5Космос.   Ю. А. Гагарин и С. П. Корлёв.

комов4Памятник А. С. Пушкину в финском городе Куепио.   1986 год

комов6Памятник Индире Ганди в Москве.

комов7Памятник Зое Космодемьянской на Новодевичем кладбище в Москве.

комов9

Памятник Ярославу Мудрому в городе Ярославле.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта