Сидоров Николай
Николай Михайлович Сидоров (1922-2009) — советский российский художник- график.
Слово о мастере
Есть люди, без творчества которых практически невозможно представить себе культурный облик пензенского края. Народный художник РСФСР, почетный гражданин города Пензы Николай Михайлович Сидоров, вне всяких сомнений, один из них. 22 мая 2002 года ему исполнилось 8О лет.
Знатоки искусства и просто ревностные патриоты пензенской культуры хорошо знают Николая Сидорова как неотъемлемую и равнозначную вместе с его женой — Анной Король — часть творческого дуэта художников-графиков. Однако прежде чем стать именитым мастером, Николай Михайлович прошел суровую школу жизни. Рос без отца, с восемнадцати лет был призван в ряды Красной Армии, служил командиром взвода артиллерии, охранял дальневосточные рубежи нашей Родины, участвовал в войне с Японией. Лишь в 1946 году, после демобилизации ему удалось вернуться к прежней страсти — рисованию. Самостоятельные занятия графикой и акварелью не пропали даром — Николай Сидоров был принят сразу на четвертый курс Пензенского художественного училища. Здесь он .учился у знаменитого художника — заслуженного деятеля искусств РСФСР Ивана Горюшкина-Сорокопудова. И не было лучей оценки работам ученика, «Чем слова Ивана Силыча: «Ну вот, наше искусство обогатится еще одним хорошим рисовальщиком». Закончив училище в 1948 году, в том же году Николай Сидоров становится студентом графического факультета Харьковского государственного художественного института. Здесь он учился в мастерской у известного художника-офортиста, профессора, народного художника Украинской ССР Василия Мироненко; становлению молодого таланта помогали доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой графики ХГХИ Иосиф Дайц и кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории искусств ХГХИ Вера Докучаева. В институте Николай Михайлович встретил и полюбил свою первую и единственную — Анну Король, — которая впоследствии стала его женой, верным другом и соратником во всех делах и начинаниях. Именно с этого момента нельзя представить Сидорова вне Король так же, как и Король вне Сидорова. Их совместное творчество сразу же приковало к себе внимание наличием художественного вкуса, графической культуры и любви к искусству. Отсюда, собственно, и начинаются те художники, замечательные графики, которых мы узнаем и поныне.
С отличием закончив худин ститут в 1954 году, творческий тандем перебирается в Пензу, надолго связывая свою судьбу с сурским краем. Благодаря незаурядному таланту, жаждой деятельного творчества и общественной активности, Николаю Михайловичу Сидорову не составило особых трудов заявить о себе как о настоящем, действительно способном художнике и организаторе художественного дела. В 1956 году он был принят в Союз художников СССР. В период с 1956 по 1961 годы Николай Михайлович являлся председателем правления Пензенской областной организации Союза художиников СССР. Именно под его началом был построен Дом художников в Пензе. В 1960-1968 годах — член ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, член Комиссии художников-марксистов при правлении Союза художников РСФСР., Все эти годы Николай Сидоров не переставал заниматься творчеством. В соавторстве с Анной Король были созданы знаменитые графические серии: «В Одесском порту» (1954 год), «Пейзажи Пензы» (1957 год), «Пенза индустриальная» (1959 год), «Пенза и пензенцы» (1961-1964 годы), «Михаил Юрьевич Лермонтов» (1956-1964 годы), «Наша Пенза» (1968-1969 годы) и многие другие. За заслуги перед отечественной художественной культурой и вклад в сокровищницу национального искусства Николаю Михайловичу Сидорову в 1973 году было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР», а в 1989 году — «Народный художник РСФСР».
Тандем Николая Сидорова и Анны Король известен не только в России, но и за рубежом. Они участники более ста выставок, их произведения с честью выдерживали экзамен на самых солидных смотрах отечественного искусства. В последнее время, когда русская живопись новейшего периода стала пользоваться высоким спросом у иностранных ценителей искусства, работы Николая Михаиловича и Анны Степановны пополнили коллекции Чешского национального музея в Праге, Музея имени Михая Мункачи в Венгрии, а также частные собрания в Италии, Франции, Финляндии, США и Японии. Много произведений творческого союза находится в хранилищах России и стран ближнего зарубежья.
И сегодня Николай Михайлович совместно со своим верным спутником продолжает активно работать. Правда, в настоящее время души художников более всего тянутся к живописи, где можно как нельзя тонко и точно отобразить философские итоги своих раздумий о человеке, о природе, о себе. И невзирая на то, что для многих возраст — это свидетельство покоя и умиротворения, Николай Сидоров в свои 80 лет с завидным упорством плодотворно созидает, показывая пример особой серьезности отношения к благородной художнической миссии. А это — лишнее подтверждение высокого мастерства.
Д. РОВИНСКИЙ
В каждом городе, наверное, есть художники, чье творчество помогает нам полнее представить тот край, где они живут и работают, людей, их окружающих. Так, для многих любителей искусства и профессиональных критиков образ, города на Суре чаще всего ассоциируется с произведениями заслуженных художников РСФСР И. М. Сидорова и А. С. Король. Почти тридцать лет Николай Михайлович и Анна Степановна неустанно работают над сериями графических произведений о Пензе и пензенцах, создав за это время болыиие серии цветных офортов.
То, что именно Пенза стала главной темой их творчества, вполне закономерно — это родина Николая Михайловича. Здесь он родился (1922), вырос, окончил среднюю школу. Сюда же, когда отгремела война, возвратился 24-летний кавалер ордена Красной Звезды, чтобы поступить в художественное училище. Приемная комиссия, изучив папки с его фронтовыми рисунками, зачислила абитуриента сразу на четвертый курс, в мастерскую заслуженного деятеля искусств РСФСР И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Затем последовали годы учебы в Харьковском художественном институте.
С отличием закончив институт, Николай Сидоров вместе с женой, однокурсницей Анной Король (1926), возвратился в 1954 году в Пензу. Главной темой творчества они избирают индустриальный пейзаж.
Сидоров и Король последовательно, год за годом, создают художественную летопись города, с большой любовью подмечая все новое, что рождается в его облике. Одна за другой появляются на всесоюзных и республиканских выставках серии: «Пейзажи Пензы» (1957), «Пенза индустриальная» (1958—1959), «Пенза — город большой химии» (1964), «Наша Пенза» (1964—1969), «Пенза и пензенцы» (1961 — 1984). Значение этих работ трудно переоценить.
Вглядываясь в произведения Сидорова и Король, мы можем проследить, как менялся облик города на Суре, как превращался он в крупный промышленный центр. Причем графикам удалось запечатлеть не только появление новых кварталов и фабрик, но и становление характера нового человека строителя, созидателя.
Большинство графических листов Сидорова и Король выполнены в цветном офорте с применением акватинты — техники, дающей живописный эффект, обладающей чрезвычайно богатыми выразительными возможностями, особой изысканностью. Именно эта, казалось бы, камерная техника позволила авторам во всей полноте воссоздать кипучую атмосферу напряженного труда, передать красоту пензенских весен и зим, очарование бегущих но небу облаков, пушистых хлопьев снега или серебристого инея на ветвях деревьев. Стремясь придать листам большую эмоциональность, художники активно применяют цвет. Для этого используют старинный, хотя и трудоемкий способ — раскраску от руки самой цинковой доски. Такая работа требует большого опыта, практических знаний — для получения хорошего оттиска краску каждый раз надо класть заново, но сложная техника позволяет достичь исключительного богатства оттенков цвета. Вот почему многие офорты, например «Западная поляна», «У памятника борцам революции», «Весна», нежностью и прозрачностью тона напоминают акварели.
Западная поляна. 1963 год.
У памятника борцам революции. 1957 год.
Весна. 1964 год.
Наиболее сильной стороной искусства Сидорова и Король является лирико-поэтическое начало. Именно здесь они достигают наивысших результатов. И не случайно среди различных жанров главенствующее положение в их творчестве занимает пейзаж.
Одна из характернейших особенностей городских пейзажей Сидорова и Король—органическое сочетание жесткого урбанизма и тонкой лирики. Эти две противоборствующие темы для авторов — единое целое. Дома, заводские корпуса и весеннее половодье, подъемные краны, мачты электропередач и могучие деревья компонуются как равноценные элементы, не противостоящие друг другу, а составляющие единый образный мир. Вглядитесь внимательнее в офорты «Ранний снег», «Крылатые хлеборобы», «Уголок старой Пензы», «Набережная Суры» и почувствуете напряженный ритм современной жизни.
Ранний снег. 1972 год.
Крылатые хлеборобы. 1978 год.
Уголок старой Пензы. 1981 год.
Смотря на город из окон многоэтажных домов, художники стремятся показать его многопланово, уделяя большое внимание характерным моментам. С интересом наблюдают они за игрой детворы во дворе («Будет новоселье»), за тем, как гоняют шайбу на льду реки подростки, как упрямо сидят возле лунок любители подледного лова, окруженные болельщиками («Вечер на Суре») и т.д.
Вечер на Суре. 1973 год.
Будет новоселье. 1974 год.
Пейзажные образы Сидорова и Король со свойственной им панорамностью, вбирающей в себя множество подробностей, близки зрителю, созвучны его чувствам. И происходит это благодаря тому, что городские пейзажи художников согреты глубоким чувством любви к родному краю.
Сложное и торжественное состояние природы раскрыто в офорте «Закат на Суре». Словно огненные стрелы, прорываются сквозь облака феерические лучи закатного солнца. Темной громадой высится на противоположном берегу реки здание ТЭЦ. И мы вместе с мальчишками, сидящими в лодке, завороженно наблюдаем за необыкновенным по красоте зрелищем. Выполненный в 1957 году офорт принес заслуженное признание молодым авторам. Он был приобретен для графического кабинета Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Закат на Суре. Пензенская ТЭЦ. 1957 год.
Памятник борцам революции — святое место для пензенцев. У подножия его круглый год лежат цветы. Офорт решен внешне очень скромно, лаконично, как жанровая сценка. Но, вглядываясь в строгую, ясную его композицию, видишь, что вдохновляла художников сама жизнь, глубокое чувство благодарности к памяти павших героев.
Особой законченностью, выразительностью образа отличается офорт «После дождя». Авторы создают пейзаж, буквально пронизанный энергией и бурным движением. Несутся по небу низкие облака, сгибаются под напором ветра ветви деревьев. Сдержанная гамма сближенных серовато-бурых и зеленовато-фиолетовых тонов усиливают динамику разыгравшейся стихии, создают настроение неуютного осеннего дня.
После дождя. 1957 год.
Боевая гора. 1972 год.
Художники любят необычные, романтические состояния природы. Особенно удаются им зимние пейзажи в предвечерние часы.
«Боевая гора». Этот поэтический уголок старой Пензы, хранящий память о жестоких, кровопролитных схватках немногочисленного отряда красногвардейцев с белочехами в мае 1918 года, хорошо знаком Сидорову и Король. Много лет прожили они здесь в небольшом деревянном домике, поднимались по крутой заснеженной улочке к старинному парку, носящему имя В. Г. Белинского. Сколько раз наблюдали они здесь удивительное состояние природы, когда на город опускаются ранние сумерки, зажигаются огни.
Мягко мерцает первозданной чистотой снег, на фоне которого четкими силуэтами выделяются стволы деревьев, стены домов •
Но, анализируя творческий путь Сидорова и Король, отдавая должное их увлеченной работе над пензенской темой, было бы несправедливо ограничиться рассказом лишь об этой стороне их деятельности. Круг интересов графиков значительно шире. Ими созданы запоминающиеся серии офортов «В Одесском порту» (1953—1961), «Новороссийск — город-порт» (1961 —1979), которые с успехом экспонировались на всесоюзных выставках маринистов.
Важной вехой творческой биографии художников явилась работа над образом Владимира Ильича Ленина с 1963 по 1982 год.
Тесная связь с жизнью страны обусловила не только диапазон тем произведений Сидорова и Король, но и благотворно сказалась на развитии их творческого дарования. Искусство графиков носит ясный, цельный характер. И основа этой цельности заключается прежде всего в гражданственной позиции авторов, в оптимизме и жизнеутверждающей сути создаваемых ими произведений, в постижении общих закономерностей развития жизни страны.
В. Сазонов.
Как-то в совдеповские времена выступал первый секретарь обкома Ермин перед художниками. Закончив речь об идейности в изобразительном искусстве, Лев Борисович поинтересовался:
— Ну, какие пожелания, просьбы?
— Мастерских нет! Помойте нам с мастерскими, работать негде, — слышались голоса из зала.
«Первый» дождался, когда стихнет гомон, многозначительно помолчал и произнес:
— У Сидорова и Король всегда мастерская есть! На заводе.Более 500 листов гравюр и фортов, на которых запечатлена Пенза строящаяся, растущая, производящая. Супруги-художники Анна Степановна Король и Николай Михайлович Сидоров буквально жили в цехах и на стройплощадках. Первая их работа «Закат над Сурой», созданная в 1957 году, сразу получила большую известность. Офорт с изображенной в вечерних лучах ТЭЦ-1 сразу же напечатал журнал «Советско-китайская дружба». Ценителям красоты пришлись по душе и другие произведения супругов. Их приглашали участвовать в выставках, гравюры издавались большими тиражами в альбомах.
Пути господни неисповедимы. Как знать, если бы согласился выпускник Харьковского художественного института Коля Сидоров поехать по распределению в Крым, не имела бы Пенза истории в красках. А ведь и место ему, как отличнику, предлагали хорошее: сразу директором художественного училища. Николай Михайлович выбрал родину и жену сюда привез.
— Сначала в доме его матери жили. Избенка —по окна в землю, — вспоминает Анна Степановна.
— Потом ее снесли. Мы на Саратовскую улицу переехали. А в 70-е годы квартиру дали. Хорошую, четырехкомнатную. Ее нам сам Ермин выделил, в самой первой 12-этажке на улице Урицкого.
Тогда же творческому дуэту присвоили звание «Заслуженный художник». То было время и признания, и известности, и напряженной работы. В год проводилось по две-три всесоюзныхи республиканских выставки, часто — в картинной галерее, а уж выставкам в кинотеатрах и на предприятиях вообще несть числа.
Николай Михайлович и Анна Степановна имели пропуска на все заводы и фабрики Пензы. Разве что кроме Заречного. Власть приветствовала «производственный» мотив творчества. На предприятиях приходилось обращаться не только с бумагой и кистью. Часто устраивались встречи с рабочими… Николай Михайлович рос не только творчески. Его избрали председателем правления областного отделения Союза художников. И в эту лямку он впрягся по полной.
Здание, в котором мы сейчас сидим и беседуем, построено его хлопотами. Три года, с 1957 по 1960, Николай Сидоров почти все время проводил в поездках в ЦК партии и Совмин. Выбивал, договаривался и наконец-то добился включения в план строительства творческих мастерских и правления Союза на улице Горького.
— Когда мастерские распределяли, я поскромничал. Взял себе самую маленькую. А то скажут: мол, отхватил себе председатель, — рассказывает Николай Михайлович.
Вот и мастерская своя, и жилье благоустроенное появилось, а Сидоров и Король продолжали жить по принципу давнишней студенческой песни — «ищите на стройках меня».
Застраивалась Западная Поляна, взметнулась в небо вышка областного телевидения, разрастался арбековский массив. Все это тут же «вырастало и строилось» на бумаге под карандашом художников. Первой «героиней» картин о Западной Поляне стала школа № 53. Ее тогда только что построили.
Сейчас 50 работ Сидорова и Король находится на постоянной выставке в Китае. Все они о Пензе. Много акварелей приобрели французы, особенно им понравились натюрморты с цветами, а Николай Михайлович и Анна Степановна от графики перешли к живописи. Из стопки работ в рамках Анна Степановна достает одну, самую свежую.
— Вот. Называется «Болотце в лесу». А вот «Березки у пруда». Недавно закончили.
О чем мечтают сейчас летописцы-художники?
— Хорошо бы выставочный зал открыть на углу улиц Московской и Максима Горького. Тогда бы вы все пятьсот листов смогли увидеть. Вся советская эпоха в них.
Это для города, для людей. А для себя просили мэра разменять их большую квартиру на две 3-комнатные да маленькую, 1 -комнатную, где-нибудь в центре. В большой квартире на улице Урицкого живут сейчас дети и правнуки, а художники «прописались» в мастерской. Но это их, в общем-то, мало огорчает.
Сергей ИЛЛИЕВ