Косса Франческо дель

У каждого художника среди удавшихся и потому особенно любимых произведений существует одно самое дорогое, в котором его мастерство и замысел раскрылись легко и совершенно, оставив в сердце ощущение счастья. Это радостное ощущение невольно отражается на содержании и настроении полотна, так или иначе передаваясь и зрителю. К таким счастливым живописным работам принадлежит, несомненно, и «Осень» Франческо дель Косса.

Судьба была не особенно милостива и к самому автору и к его работам. Многие стенные росписи, созданные художником, погибли вместе с дворцами, которые они украшали, а уцелевшие многостворчатые алтарные картины оказались разрозненными. В музеях, даже итальянских, не так уж часто можно встретить работы Косса.

коссаОсень.

Сведений о Франческо Косса сохранилось немного. Известно, что родился он в Ферраре в 1435 году в семье каменщика. Юноше не было еще и двадцати, когда он получил заказ украсить фресками городской собор. Об этом факте мы узнаем из договора на имя Кристофоро Косса, отца художника, так как сам Франческо был в ту пору слишком молод для оформления столь почетного заказа. А вскоре он становится придворным живописцем феррарского герцога Борсо д’Эсте.

Маленький герцогскии двор жил шумно и праздно, сохраняя во многом рыцарские обычаи и рыцарскую культуру, хотя новые веяния итальянского Возрождения проникали и сюда. Местные герцоги, проявляя большой интерес к искусству — живописи, поэзии, музыке, театру,—имели своих придворных поэтов, художников, музыкантов.

В центре города Феррара до наших дней сохранился замок Скифанойя с башнями, подъемными мостами, рвами. Именно здесь была резиденция герцогов д’Эсте. В Ферраре сосредоточивалось огромное для того времени население, были развиты ремесла, промышленность, торговля, работавшие на герцогский двор. Герцоги, заботясь о собственном побстиже. приказывали строить дворцы и церкви. Косса получил заказ от Борсо д’Эсте на роспись дворца Скифанойя.

Созданные здесь фрески носили аллегорический характер. К счастью, они сохранились, их можно увидеть и сейчас между пилястрами на восточной стороне большого дворцового зала. Каждая фреска, посвященная одному из весенних месяцев — марту, апрелю или маю,— разделена на три горизонтальные части. В нижнем ряду изображены сцены из жизни герцога Борсо и его двора: выезд на охоту и возвращение с охоты, герцог, творящий суд, и герцог, следящий за полетом сокола, он же со свитой и придворными дамами, развлекающийся бегами скороходов и лошадей. Все названные эпизоды дворцовой жизни написаны на фоне разнообразных сельских работ.

Косса был одним из первых итальянских художников эпохи раннего Возрождения, столь смело обратившихся к изображению живой, повседневной жизни. Его фрески проникнуты чувством радости бытия. Художника радует все сущее на земле, но с большей любовью он пишет то. что много раз видел и хорошо знает,— сельские работы. Не случайно примерно за пять лет до герцогского заказа художник создал свою аллегорическую «Осень»,

Молодая, прекрасная крестьянка, олицетворяющая у Косса осеннее изобилие, возвращаясь с работы, на миг в легкой задумчивости замерла на холме.

Художник первым из собратьев-живописцев сделал явлением искусства простой жизненный эпизод, возвеличил женщину-крестьянку, сообщив ей жизненную силу и гордое достоинство.

Крестьянка сжимает рукой лопату и легко держит на плече мотыгу. Ее крепкие ноги обуты в грубые кожаные башмаки. Зрителя пленяет этот спокойный, полный внутренней гармонии образ, образ человека, несущего плоды трудов своих — налитые соком спелые виноградные гроздья.

Фигура девушки возвышается над холмистой местностью. Вдали мы видим крестьян, убирающих поля и виноградники, всадников, переезжающих мост через реку, очертания какого-то города. И сама девушка вполне земная. Может, только подобно античной статуе она более торжественна, чем могла бы быть простая крестьянка.

Приглядимся внимательнее. Действительно, здесь художник использовал прием хиазма—девушка опирается на одну ногу,—этот прием любили применять древние мастера. Одежда ее, за исключением, пожалуй, косынки, повязанной с чисто крестьянской простотой, напоминает ниспадающие одежды статуй античных богинь. Для художника, работавшего в эпоху всеобщего увлечения античностью, которое, несомненно, способствовало утверждению нового реализма в искусстве, это вполне закономерно. Крупно поданная на фоне светлого неба и маленьких фигурок дальнего плана, фигура девушки создает впечатление значительности и спокойной величавости. Она словно овеяна чистым воздухом полей и виноградников, откуда й легкий розоватый цвет ее одежд, пронизанных и смягченных светом уходящего дня.

Косса хорошо владел нелегким искусством передачи не только пространства и воздуха, но и особенностей любого материала: будь то ткань, железо, дерево, земля. В движении его кисти чувствуются любовь к миру и радость от общения с ним.

Но Косса всегда отдавал предпочтение живой человеческой прелести. Вот и на этот раз художник очарован и взволнован красотой, душевной чистотой и достоинством молодой крестьянки. Во всем ее облике проступает непринужденная, естественная грация. Удивительная гармония царит и в ее взаимоотношениях с внешним миром.

Косса, как, впрочем, все художники той эпохи,отталкиваясь от живого наблюдения, стремится создать поэтически идеальный женский образ. В этом стремлении— суть мировосприятия художника Ренессанса, убежденного в том, что человек — самое совершенное из всего созданного природой. А для Косса это совершенство поверяется еще близостью человека и природы, гармоничностью их взаимоотношений.

Сохранилось письмо художника, датированное 24 марта 1470 года и адресованное герцогу Борсо д’Эсте, в котором он сообщает об окончании фресковой росписи
в палаццо Скифанойя и просит более справедливого вознаграждения за его труд. Вероятнее всего, он так и не получил желаемого, так как в том же году оскорбленный, покидает родную Феррару и переселяется в Болонью, где спустя семь лет погибнет от чумы, опустошившей город.

Известие об этом печальном событии мы узнаем из письма известного гуманиста C., который высоко ценил человеческие достоинства Косса, так и его талант живописца. Нет никакого сомнения, Франческо дель Косса бы; самым ярким и одаренным представителем Феррарской школы живописи в эпоху раннего Возрождения. Об этом красноречиво свидетельствуют и его монументальные росписи, и портретно- религиозные композиции, в которых всегда ощутим интерес к реальности. Интересно, картине Косса «Благовещение», хранящейся в Дрезденской галерее, нимб над головой ангела изображен не как некое божественное сияние, а как обыкновенный металлический прут, прикрепленный к обручу на голове. Не выступает ли таким образом художник, возможно совсем неосознанно, против религиозной мистики?

Рисунок Косса всегда точен. Наблюдательность поражает остротой, ум — рационализмом. В этом нельзя убедиться, взглянув на серию «Осень», которая входит по всей видимости, в цикл года, к сожалению, несостоявшийся, и изображала месяц октябрь, когда в Италии созревают лучшие сорта винограда.

Некоторые историки и теоретики искусства предполагают находилась в зале капи» рого доминиканского монастыря в Ферраре. Так ли это сказать. Одно несомненно, что созданная художником более пятисот лет назад картина очаровывает нежностьк красочных созвучий, со ством композиции.

Татьяна Седова

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары