Котел Нина

Котел Нина Давидовна (1949) — советский российский живописец и видеохудожник.  Родом из Киева, живёт и работает в Москве. Окончила Киевский государственный  художественный институт.

Выставка Нины Котел «Отделять и связывать» в московском филиале лондонской «Ravenscourt» серьезной галереи, работающей прежде всего на антикварном рынке, но в России «опустившейся» и до современного искусства, небольшая (под стать подвальчику в арбатском Гагаринском переулке), но вполне представительная. Куратор Ирина Горлова выбрала для нее графические серии (хотя вернее называть их просто работами на бумаге) разных лет — с середины 1980-х, когда виды столичной подземки отказывались брать в официальные экспозиции по причине «низкого» во всех смыслах сюжета,

котелИз серии «Волшебный мир Московского метро».   1983-1984 год.

до сделанных уже в этом году пастелей-натюрмортов, когда Котел больше воспринимают уже как «продвинутого» представителя видео-арта, а не филигранного рисовальщика. Так что получилась полноценная ретроспектива, объемно и отчетливо демонстрирующая давно сложившуюся авторскую эстетику.

Нина — поразительный наблюдатель, но не за тварным, а за предметным миром. Ее сюжеты формально безжизненны. Ну только бабочки, фрукты и овощи, еда да еще облака имеют органическое происхождение. Но людей Котел принципиально не изображает (даже платформы и переходы в помянутом давнем цикле «Волшебный’мир московского метро» абсолютно пустынны). Это очень просто, оттого что человек — слишком сложно-организованное создание: психология, эмоции, настроения, душа, то да се. Одно удовольствие для художника реалистической выучки. А Нина Котел не ищет легких и обольстительных путей. Зато попробуйте разыграть настоящую пьесу с участием батонов копченой колбасы (серия «Мечта» созданная в голодном 90-м году) или превратить в персонажей с тонкой душевной организацией запорошенные машины («Автомобили в снегу»).

Горки черно-белых семечек становятся похожи на знаменитого гравированного кролика Дюрера. Крылья насекомых вступают в парадоксальную игру-состязание с дужками очков. А игрушечные самосвалы — с яблочной, произвольно изгибающейся кожурой.

Секвенции-последовательности Котел обладают внутренней интригой, они напряженно-драматичны, хотя вряд ли можно выразить словами их потаенный сюжет. Во-первых, в самом расположении «моделей» всегда чувствуется элемент произвольности, объекты живут своей жизнью, и художнику только и остается, что моментально фиксировать ее легкими пастелью и карандашом. Непредсказуемость якобы хорошо срежиссированной постановки (даже если дело не касается облаков из серии «Обрезки неба») — вот главная черта работ Нины. Во-вторых, главным сюжетом становится обновление оптики зрителя, что в каждом случае предельно индивидуально. Некогда, более десяти лет назад, философ и культуролог Елена Петровская главную заслугу Котел сформулировала так: «первооткрытие вещей» Да, художник заставляет по-новому взглянуть на привычные предметы и виды. Нина отказывается от традиционной предметности, тем самым возвращая ее нам.

И только не говорите, что на это способен каждый художник. Лучше вообще не говорить, разглядывая графику Нины Котел и отдавая себя ей на поруки.

Федор РОМЕР.

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары