Козырин Николай

козырин5

 

 

Козырин Николай Иванович (1908-1995) — самодеятельный художник из Ульяновской области. Писать картины начал с 80-ти лет.

 

 

 

 

 

 

Сытую Москву удивить трудно. Но вчера и она поразилась тому, что в одном из лучших музеев мира — Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка наивных работ художника из Димитровграда Николая Ивановича Козырина.
Это — событие: в одном из самых престижных художественных центров Москвы, в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Музее личных коллекций), вчера открылась выставка картин наивного художника из Димитровграда Николая Ивановича Козырина (1908-1995 гг.). Под его картины отдано два зала. Соседствовать они будут с блистательными мастерами русской классики и авангарда. На открытие приглашено целое созвездие столичных именитых гостей. За что ж такая честь нашему земляку?

Николай Иванович успел «хлебнуть» славы еще при жизни (персональная выставка в Ульяновском музее народного творчества, участие во всероссийской выставке «Шедевры наивного искусства», международной «Инсита-94» в Братиславе), что для наивного художника редкость. Только гораздо важнее признания было для него понимание, которое встретил он у директора Ульяновского музея народного искусства Ирины Павловой — она «открыла» его творчество, поняла и приняла как человека. Хотя человеком он был нелегким — легким жизнь не позволила быть.

Что такое наивные художники? Обычно — люди, которым судьба отказала в счастье раннего воплощения. Которых она кидала и мытарила, будто испытывая на прочность Богом данный талант. А когда будущий мастер освобождался от оков судьбы, накопленная творческая энергия выплескивалась на холст с такой потрясающей силой чувствования и осознания жизни, что делала произведения неподсудными для профессиональной критики.

Так все и было у Козырина. Родился в Уфимской губернии, в огромной крестьянской семье, где из детей был восьмым и младшим. Рисовал как дышал. Прутиком на земле, мелом, углем, цветными камушками на стенах… Семья жила крепко, самый старший из братьев мечтал сделать из последышка настоящего, как в городах, художника. Да тут грянула коллективизация, отца раскулачили, братьев репрессировали… Кончилась жизнь, началось выживание.

Работал технологом-пищевиком на Урале, в Средней Азии, в Башкирии, откуда и ушел солдатом на Отечественную. В 1944-м после тяжелого ранения демобилизовался. Попав после Победы в Димитровград. переучился и стал виноделом. Кормил семью, горбатился — брала свое крестьянская натура и вынесенная из горькой юности ненависть к неустроенности. беспорядку. Пока мог, тянул близких — больную жену, дочек, из которых одна (унаследовавшая его художественный дар) была с детства прикована к инвалидной коляске. А когда стукнуло ему 80, устал. И взялся за кисть.

козырин9

Не перемолола судьба таланта. И может, подарком, а не жестокостью было, что не смог Козырин учиться, не принял заемного мастерства. Он ведь не умел писать картины. И не писал, а созидал в них свой мир, прекрасный в разумной упорядоченности и чистоте. Не покушался править работу Господню, а в своих картинах-мечтах исправлял изуродованное людской бестолковостью…

козырин6

Рассветало.   1994 год.

И вырастали на холстах деревья возле высоких монастырских стен: вырастали, потому что сначала писал художник землю и заглубленные в нее корни, потом голые веточки на стволе, а потом по листику выращивал крону. Тихий пруд в раме желтых одуванчиков давал полюбоваться собой небу, а стражи-деревья охраняли его безмолвие.
Праздник расцветал на столе: в наивной симметрии лежали на блюдах желтые яблоки и синий виноград, пламя свечи горело, не колеблясь, и наполовину налитый стакан и радостная яркость красок приглашали — празднуй! А еще коты смотрели с картин — мудрые, таинственные, непостижимые существа, в которых не оставалось ничего житейски-привычного…

козырин8

Натюрморт с графином.   1995 год.
Картины Николая Козырина не безлюдны, но человек в них не мешал чинному, торжественному настрою природы, чаще всего безмолствовал и бездействовал. И портрет художник оставил только один — портрет отца, явно писанный со старого фото. Фон темный, одежда — тоже. Все внимание даже не на лице, а на глазах, глядящих из тени требовательно и строго. Эта работа особенно обласкана кистью, несмотря на простоту построения. В выражении чувств Козырин был целомудренно-скуп, и эта любовная тщательность исполнения — единственное, что он мог себе позволить.

…Наивные, которых история признавала великими, обычно казались чудаками. Нелегкой была жизнь и великолепного француза Руссо, и трагически-праздничного грузина Пиросмани… А сколько их, неизвестных, уходило из жизни, не получив признания! Прощаясь с простым и прекрасным миром своих картин, они оставляли его на гибель. Потому что всегда и каждый занят собой и редко кто понимает, что видит небывалое — Вселенную чужой души на наивных холстах, адекватное отражение Личности, в детской чистоте сумевшей сохранить себя в мельнице судеб.

Е. СУЛЬДИНА.
»Реальность, к которой стремился Николай Иванович Козырин, скорое подобна снам наяву. Его пейзажи, словно волшебные декорации, то наполнены пронзительным светом и звонкими переливами, то сдержанны и словно погружены в тихую печаль. Постоянно в них только одно — уравновешенность, часто симметричность композиции, где все целесообразно» и нет лишнего и случайного, где каждый сантиметр полотна таит в себе немало любопытных подробностей, где важно все — от цветочной пылинки до медленно плывущих облаков.- так написала о творчестве этого уникального человека Ирина Васильевна Павлова. Работая директором Музея народного творчества, она открыла для себя и для нас
неповторимый мир Николая Ивановича Козырина, где все равны, где неизменно царят Мир, Покой, Красота».

В эти дни выставка картин Николая Ивановича Козырина проходит в Москве, в помещении Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Можно сказать, что организована она по приглашению директора Пушкинского музея Ирины Александровны Антоновой. Не так давно она побывала в Ульяновске и впервые увидела работы Козырина в Музее народного творчества. Предложение устроить вернисаж в Москве было принято с энтузиазмом, а самое главное — успешно реализовано благодаря, конечно, и спонсорской помощи тоже.

 

Из 30 картин большая чисть является собственностью нашего музея. К выставке в столице удалось выпустить даже цветной каталог. В нем семилетнее творчество этого художника представлено полно, ведь свою первую картину он написал, когда ему было… 80 лет.

Удачно складывались и выставочная деятельность художника. Персональные выставки в Димитровграде и Ульяновске. И 1992 году его работы становятся экспонатами вернисажа «Шедевры наивного искусства» п Москве. В 1994-м он учиствует в Международной выставке «Инситв-94», проходящей в Словакии. В 1990-м его картины демонстрируются во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве…

Ко всему, что он делал, Николай Иванович относился серьезно. Почти 20 лет до пенсии работал виноделом в тогда еще городе Мелекессе. Своими руками построил дом на берегу реки Черемншн. Еще до войны выучился в молочном техникуме, трудился технологом на Урале и в Башкирии. Войну прошел в пехоте, был тяжело ранен в плечо, и госпитале пытался рисовать левой рукой…

К воплощению мечты детства — писать картины Николай Иванович приступил в 80 лет. Его первая работа «Речки Дома» — дивные воспоминания о былых днях жизни. Он писал по памяти не только пейзажи, но и лица людей. «Портрет отца», выполненный в 1990 году, поражает глубиной проникновения в человеческую сущность. А цветовая сдержанность как бы «обостряет» черты характера конкретного человека — отца, мудрого главы семьи.

козырин7

 Портрет отца.   1990 год.

И все же главным, самым любимым жанром был для него пейзаж. В нем художник достигал удивительной гармонии, присущей ему самобытности. Ирина Васильевна Павлова, дружившая с художником на протяжении этих лет, как-то наблюдала его за работой и была поражени тем, как тот рисовал деревья: начинал с корней, ствола, ветвей и только потом «одевал листвой. Все как в природе, все как в реальной жизни. Потому, наверное, и считал себя настоящим реалистом, к терминам типа «наивная живопись», «примитив» относился отрицательно. Не любил и по названию, и по сути.

Декоративные качества, так присущие его творчеству, особенно проявлялись в натюрмортах. Часто на глухом, почти черном фоне появлялись редкой яркости плоды — груши, яблоки, грибы, тыквы. Разноцветье создает запоминающийся эффект мозаики, нарядности, динамики.

Не равнодушен был худоншик и к нашим братьям меньшим — животным. Не только коровы и лошади пасутся на лугах и по опушкам леса его диковинных пейзажей-былей. Он создал целую портретную галерею: «Сибирский трехцветный кот», «Персидский кот»…

козырин4

Сам же автор любил путешествовать по бесчисленным дорожкам, тропинкам, которые он щедро «разбрасывал» но своим картинам. Прогулки в прекрасные рощи, чащи и долины радовали Николая Ивановича. Без этого занятия он скучал, потому, наверное, неохотно рисставался со своими работами даже на время выставок.

Трудно даже предположить, как бы сам Козырни отнесся к факту открытия его персональной выставки в одном из знаменитейших музеев мира — Пушкинском. Он был серьезным, но самоироничиым человеком и обязательно нашел бы что сказать «в свое оправдание». Талантливые люди часто бывают очень застенчивы…
Н. НИКИФОРАКИ.

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары