Кузнецов П. А.
Художник — оформитель игровых кукол П. А. Кузнецов — один из старейших мастеров.
Слишком много на свете деревянных душ, чтобы, не любить персонажей из дерева, имеющих душу. Жан К о к т о
«Жил-был кусок дерева. То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату». Так начинается одна из прекраснейших и загадочных историй, придуманная более ста лет назад Карло Коллоди. Мастер создал деревянную куклу — и она ожила. И пошла гулять по свету, попадая в самые невероятные приключения. То, что кукла была из дерева — значимо и существенно для этой истории.
Древнее миротворчество сохранило немало легенд и сказаний о попытках создать человека из какого-нибудь материала — глины, дерева, снега. Известный исследователь фольклора В. Я. Пропп приводит русскую сказку о глиняном пареньке: «Был да жил мужик да баба; у них не было детей. Ну старуха и говорит: «Старик, сделай с глины паренька». Но век глиняного человека оказался недолог: «…глиняные руки, глиняные ноги куда годятся. В воду упадет человек — тонет, жарко станет — из него вода выступает». Попытка вылепить дочку из снега тоже закончилась неудачей — пришла весна, и растаяла Снегурочка. А «из лиственницы сделанные люди крепче были бы — и в воде бы не тонули»,— так говорили древние вогулы. И были правы. Пиноккио и толстовский Буратино прошли испытание водой.
Так в мифологии был наконец найден материал, идеально подходящий для человекоподобного существа.
Деревянная щепка — кусок живого дерева, древа жизни, сохраняющий его природную силу. Начинает мастер создавать куклу, нож вонзается в деревянную чурку, и отлетают щепки с коротким звенящим стоном. «Ой, ой, мне больно»,— кричит еще не родившийся Пиноккио. Каждый мастер в простой, необработанной чурке уже видел образ будущего героя и вырезал его точно, ощущая подспудно контуры силуэта, словно боясь причинить кукле боль.
Вам никогда не приходилось видеть, как мастер выбирает дерево для своего будущего кукольного героя? Он словно ищет в нем уже готовые черты будущего образа, всматривается внимательно, изучает рисунок фактуры, цвет, гладит его рукой, прислушивается к отзвуку от удара. Ведь кукла должна ожить, а это требует какого-то таинства. Миф доносит до нас один из способов изготовления ожившей куклы. В сказаниях народа энцев старик Ярса говорит о поющем дереве: «Если эта лесина поет песни, то надо из нее шайтан делать». Дерево должно уметь петь, а мастер — услышать эту песню. Поющее дерево — поэтичный, красивый образ — объяснение загадочной природы куклы.
Наверное, любой настоящий кукольник наделен талантом слышать песню дерева, доброта и человечность — неотъемлемые качества его натуры.
Н. Г. Уварова.