Калонтаров Эмонуэль

калонтаров5

 

Калонтаров Эмонуэль Маркелович (1932-1984) -советский узбекский еврейский художник кино.

 

 

 

Э. Калонтаров пришел на студию «Узбекфильм» в 1959 году, сразу же после окончания ВГИКа. Его творческий путь — это путь кинематографии Узбекистана, особенно бурно развивающейся в шестидесятые годы. В это время выходит много фильмов, ставших значительным этапом в истории узбекского киноискусства, и в титрах многих из них стоит имя художника Э. Калонтарова.

Эволюция творчества этого художника, его достижения — очевидны. Но в его работе, в его характере есть черты, оставшиеся неизменными на протяжении всей его почти двадцатилетней творческой жизни — это самостоятельность мышления, неумение быть просто исполнителем режиссерской концепции. Он вечно недоволен собой, всегда ищет в работе что-то оригинальное, новое, интересное.

калонтаров3                Эскиз к фильму «Драма любви».

калонтаров6                                                                        Эскиз к фильму «Абу Райхан Беруни».

                                                             Эскиз к фильму «Человек уходит за птицами».

В его фильмах достаточно четко выделяется творческое видение художника. Возможно, этим стремлением к самостоятельности и объясняется обращение Калонтарова в последние годы к мультипликации. Десятки фильмов и выставок, встречи с разными режиссерами и сценаристами, работа с художниками-коллегами и самостоятельно созданные фильмы: «Об этом говорит вся Махалля», «Ты не сирота», «Звезда Улугбека», «Ташкент — город хлебный», «Чрезвычайный комиссар», «Беруни», «Человек идет за птицами» и многие другие. Работа с многообразным материалом, отражающим разные эпохи, и всегда высокий уровень изобразительной культуры. Профессионализм художника, неоднократно отмечавшийся как одна из характерных черт Э. Калонтарова, проявляется по-разному. Умение мыслить кинематографично, рассчитывать движение и развитие кадра, подчеркнуть его выразительность и — что очень важно — насытить каждый кадр фильма настроением, неповторимой его атмосферой. Умение передать эту «атмосферу», неповторимость жизненных явлений, их особый аромат составляют важную особенность творчества художника. У Калонтарова на редкость точное чувство графики. Одним штрихом он умеет создать образ, пейзаж. Он предельно лаконичен в своих эскизах.

                                                                    Эскиз к фильму «Он был не один».

калонтаров7Эскиз к фильму «Комде и Модан».

калонтаров8Эскиз к фильму «Годы в шинелях».

Свои композиции он строит в расчете на эмоциональный контакт со зрителем. В фильме «Человек идет за птицами» рассказывается о юности поэта Мушфики, том периоде его жизни, когда формируется его характер, — и все то, что неосознанно владело его душой, обретает смысл, становится целью жизни. На глазах зрителей рождается Поэт. Мир преображается для него — и таким, обновленным и одухотворенным, его показывает художник Двор, деревья, птицы — все обретает неожиданные краски и формы. Художник заставляет нас ощутить красоту поэтического восприятия мира. Калонтаров стремится к экспрессии изобразительного решения, к насыщенности каждого кадра, каждого предмета. В фильме о Беруни — гуманисте, ученом, живущем в мире угнетения и насилия, Калонтаров не ищет в архитектурных реконструкциях и интерьерах даль веков. Вещный мир дается у него абрисом, а вся сила воздействия передается цветом. Сцены казней, войн, пожаров увидены глазами самого Беруни, они становятся для зрителей не конкретным актом насилия, а образом попранной человечности. Поиск эмоционального камертона фильма начинается для художника с выбора техники его эскизов. Прозрачность и чистота акварели, декоративная плотность гуаши, глубина масляной живописи или четкость графического решения приобретают образное значение. Эскизы к фильма «Ташкент — город хлебный» художник писал на наждачной бумаге, фактурная поверхность которой создавала эффект отчужденности, отторгнутости от привычных форм жизни. В фильме «Ты не сирота» — черно-белая гамма: война лишила жизнь и природу ее красок. Процессы, происходящие в творчестве Э. Калонтарова, в какой-то степени являются отражением тех процессов, которые происходят в современном кино. Последнее десятилетие в развитии кино отмечено повышением роли изобразительного начала. В лучших советских и зарубежных фильмах мастерски построенный кадр, зрительный образ пространственной композиции приобретают, пожалуй, не меньшее значение, чем режиссура и актеры. Это же явление достаточно явственно заявляет о себе и в киноискусстве Узбекистана. Для Э. Калонтарова это путь от выбора «характерной» натуры до фильма «Человек идет за птицами», получившего на фестивале в Дели премию за изобразительное решение. Э. Калонтаров вступил в пору творческой зрелости одним из ведущих художников узбекского кино. Своеобразие его работ, индивидуальность творческого почерка, умение в привычных явлениях жизни вскрыть необычное, постоянный рост его мастерства обещают много интересных встреч с новыми произведениями этого художника.

А. СОСНОВСКАЯ

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта