Калинычева Клара

 

калинычева22Клара Ивановна Калинычева (1833-1999) — советская российская художница, график, иллюстратор.   Москвичка. Окончила МГХИ им.Сурикова.

 

 

 

Чтобы понять художника, нужно отправиться в страну его творчества.

«Страна творчества» Клары Калинычевой разнообразна (Москва и Подмосковье. Карелия и русский Север, Камчатка и тихие старинные города Переславль-Залесский, Боровск…) и очень оптимистична. Она умеет увидеть красоту даже в примелькавшемся, обыденном и всякий раз словно приглашает вас порадоваться вместе с ней этому открытию.

…Праздничная улица. В руках у многих цветы, транспаранты. Все радостно возбуждены, не торопятся расходиться по домам.

калинычева11

Суббота.

…С одинаковыми белыми свертками под мышкой шагают в баню солдаты. А вокруг такой светлый, такой сверкающий зимний день! Блестят на солнце заснеженные крыши домов, празднично нарядны заиндевелые ветви берез. Играют разрумянившиеся мальчишки и девчонки. Судачат о чем-то своем две тепло укутанные старушки. У их ног спокойно и неторопливо бродят куры… Вроде бы все обыкновенно, даже буднично. А какой светлой доброжелательностью и к людям и к родной природе веет от этой композиции!

…Трое ребятишек сидят на поваленном дереве. Осень. Потянулись на юг журавли. Старший мальчик с грустью смотрит им вслед. А младшие просто сидят, просто глядят вокруг, радуясь жизни. Им покойно и хорошо.

Первая работа называется «9-е Мая», вторая — «Суббота» (из серии Переславль-Залесский), третья — «В старой аллее». И почти в каждой— дети. Им в творчестве художницы дано было занять значительное место. Есть у Клары Ивановны работа, где две женщины — старая и молодая — стригут овцу. Рядом с ними ребенок. Этот мило косолапящий малыш так трогательно зависим от занятых своим делом женщин, так по-детски беззащитен, что, взглянув на него, понимаешь: ребенок не случайное дополнение к изображенному, не намеренное «утепление» листа, а полноправный персонаж, живущий своей собственной жизнью и несущий определенную художественную и смысловую нагрузку.

калинычева33

Усатый-полосатый.

Пейзаж. Дети. Да еще звери. Свою творческую биографию Калинычева начинала серией работ «Зоопарк», которую и представила на самую первую в своей жизни выставку. В ту пору она была студенткой Суриковского института.

Два листа этой серии—«Верблюды» и «Удивительно»—были сразу замечены критикой. О них писали, что «свои работы Калинычева решила в новом, своеобразном стиле, обобщенным декоративным языком… с мягким юмором…»

Площадка молодняка.

Когда рядом с одним художником работает другой, очень талантливый, совсем не просто не подпасть под его влияние, сохранить индивидуальность. Возможно, потому, что рядом с Кларой Ивановной жил и творил ее муж — замечательный советский живописец Виктор Попков, она пренебрегла своим первоначальным увлечением живописью и занялась графикой. Но и тут избрала не самый легкий путь.

Техника литографии, в которой уже не первый год увлеченно работает Калинычева, требует особой тщательности, цветовой и графической точности: ведь рисунок должен быть перенесен на камень не сразу, а поэтапно: сначала один цвет, потом другой, третий…

Кстати, все сюжеты, о которых было сказано выше, выполнены в технике литографии. Но литография не единственная привязанность художницы. Она прекрасный график, иллюстратор многих детских книг и пейзажист. Темперные пейзажи Калинычевой поэтичны, изящны, разнообразны по колориту.

Но что бы ни делала Клара Ивановна, за каждой из ее работ—долгий поиск и композиции и цвета. Десятки решений одной и той же темы. Свидетельством тому могут служить ее многочисленные альбомы и тетрадки с эскизами, рисунками, набросками. Требовательное отношение к собственному творчеству — одно из свойств характера художницы.

Во всех ее работах за внешней живописностью живет правда факта, правда нашей сегодняшней жизни.

Е. ТАРАСОВА

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта