Клара Хосе
Клара Хосе (1875-1958) — французский скульптор испанского происхождения.
В южных испанских провинциях на исходе эпохи Возрождения сложился своеобразный стиль народного музыкального творчества — фламенко. Искусство фламенко возникло на основе традиционного испанского «канте хондо» — «глубокого пения», экспресивного, драматического пения в сопровождении гитары и иногда — танцев.
X. КЛАРА. Юность. Статуя на площади Пласа де Каталунья в Барселоне. 1902
Во фламенко танец — уже обязательный и равноправный компонент исполнения, часто даже ведущий. Стиль фламенко испытал на себе влияние арабской (мавританской) культуры и развивался при участии исполнителей-цыган, отчего фламенко часто называют искусством испанских цыган. Сложный ритм, характерный для всей испанской народной музыки, во фламенко сочетается с такой же сложной мелодической линией. Фламенко отличает напряженная эмоциональность, трагический пафос, пение зачастую начинается со вздохов, почти граничащих с рыданиями. Вместе с тем накал страстей, составляющий основное содержание искусства фламенко, всегда подчинен строгим канонам, логика развития произведения не нарушается, несмотря на значительный элемент импровизации. К XVIII веку сложились основные жанры фламенко — малагенья, петенера, ронденья, севильяна и другие. Фламенко широко распространяется по всей южной Испании и становится наряду с «канте хондо» одним из национальных сокровищ испанской культуры.
Одно из наиболее ярких описаний фламенко принадлежит известному чешскому писателю Карелу Чапеку: «Испанский танец — это непостижимая и почти оркестровая слитность острого, отрывистого ритма струн, кастаньет, бубна и каблуков с неторопливой, тягучей волной танцующего тела».
Современное фламенко все более уходит из сферы народного творчества на профессиональную эстраду. Однако наиболее талантливые исполнители, как, например, известная танцовщица Кэти Клавихо, стараются постичь и передать все богатство этого искусства, веками накопленное народом.
О. Хиловская