Хох Питер де

В истории голландской живописи «дельфтская школа» занимает особое место. Ее расцвет связан с именами художников, которые жили и работали в Дельфте в 50—70-е годы XVII века. В это время в голландских городах, освободившихся от испанского владычества, бурно развивались промышленность, ремесла, торговля, искусство. Среди этих художников мы встретим лучшего ученика Рембрандта — талантливого, но рано умершего Кареля Фабрициуса, блестящего мастера архитектурных композиций Эмануэля де Витте, прирожденного жанриста Питера де Хоха и, наконец, гениального Вермеера, художника совершенно забытого и возрожденного из забвения в конце прошлого столетия.

хохВоенный и служанка.   Около 1653 года.

Для «дельфтской школы» характерен прежде всего интерес к пространственным композициям, к созданию четких и продуманных композиционных решений. В пейзажах, жанровых и религиозно-мифологических картинах дельфт-ских мастеров всегда главенствует ощущение спокойствия и упорядоченности. Изображенная ими жизнь как бы заключена в довольно жесткие рамки классической картины, в пределах которой уже нет места той драме человеческого существования, которую всегда замечал и отображал другой великий голландец — Рембрандт.

Питер де Хох, самый «дельфтский» из названных художников, с упорством человека, больше полагающегося на каждодневный труд, чем на свою гениальность, сумел выразить наиболее типичные для всей школы тенденции. Де Хоха, одного из лучших жанристов XVII века, можно назвать бытописателем жизни зажиточных бюргеров. Он улавливает самый смысл простого и безыскусного существования этих людей, уютного и притягательного в своей размеренности. Внутренний мир и темперамент художника по своему созерцательному складу сродни характеру городской бюргеркой жизни, ее замедленному темпу.

За свою жизнь (1629—1685) художник был свидетелем и «соучастником» становления и расцвета голландского бытового жанра.

хох5Дворик.   Около 1658 года.

Учился де Хох у Класа Берхема в Гарлеме. В молодости он много путешествовал, так как служил поверенным богатого торговца сукном Юстуса де ля Гранжа. Художественные впечатления, почерпнутые молодым художником, были разнообразны, но более всего его увлекла задача создания пространственно — колористической цельности в картине, единства в изображении человека и окружающей среды.

В 1654 году Питер де Хох вместе с де ля Гранжем обосновался в Дельфте. Он женился и вступил в гильдию живописцев. До этого момента де ля Гранж обладал правом собственности на все созданные мастером произведения и продавал их за довольно низкую цену.

В Дельфте прошли наиболее счастливые годы жизни и творчества Питера де Хоха. Здесь он сблизился с Эмануэлем де Витте и Вермеером. Влияние последнего было особенно сильным.

хох6

Хозяйка и служанка.   1657 год.   Фрагмент.

В это время складывается излюбленный тип жанровой картины де Хоха. Он становится мастером «интерьера»’изображения повседневной жизни того слоя голландского общества, к которому принадлежал сам. Его интересуют перспективные построения и четкое выявление пространства на холсте. Свои картины он обогащает игрой света и тени, пленэрными эффектами. Именно сочетание жесткого геометризма композиции с мягкостью освещения рождает ощущение тонких поэтических образов.хох4Дворик.    1658 год.

Картины Питера де Хоха чрезвычайно просты по сюжету — это эпизоды домашнего быта. Кажется, будто действие немноголюдных сценок происходит в одном и том же месте. Похожи не только интерьеры и дворы, но и населяющие их люди: хозяйки, кавалеры, служанки, дети.

Когда де Хох изображает человека, то его не интересуют характер, чувства, переживания изображаемого. Ему прежде всего важно место этого человека в интерьере или архитектурном окружении. Сама фигура мыслится как часть пространственной среды. Художник никогда не вырывает человека из его естественного окружения. Он ищет гармонию в соотношениях всех композиционных элементов.

Дыхание жизни как будто насыщает человеческие фигуры, оживляет архитектуру, пронизывает воздух. Неизменный порядок и незыблемость такой жизни становятся законом для всей вселенной: ничто не вторгается в этот мир, и вне его ничего не существует.

Таков, например, «Дворик» из лондонской Национальной галереи (1658), наиболее типичное произведение дельфтского периода. При всей кажущейся незамысловатости сюжета внимательный наблюдатель увидит в картине интересные подробности. Тут и узор кирпичей на входной арке, в основании которой изображена монограмма мастера, и каменная плита над входом, сохранившаяся и поныне на одном из домов старого Дельфта, а в те времена украшавшая вход в монастырь святого Иеронима.

Если сравнить картину с ее вольной репликой 1 из собрания графа Страффордского (1658), то мы заметим, что художник внес ряд значительных изменений, хотя в целом композиция осталась прежней. Изменился узор входной арки и пола. В увитой зеленью беседке появились стол и два сидящих за ним кавалера. Один из них повесил портупею и шпагу на оконную раму. Девочка играет с собачкой. Служанка (или это хозяйка дома?) стоит около стола. Изменился и вид, открывающийся в проеме двери. Мы как бы становимся свидетелями своеобразной игры, которую ведет художник, создавая из готовых деталей все новые и новые композиции. Но то, что воспринимается нами как игра, является на самом деле творческим методом мастера.

Однако со временем интересы Питера де Хоха несколько меняются. С переездом в Амстердам в 1667 году он погружается в иную художественную атмосферу. На смену провинциальной тишине приходят изысканность и утонченность патрицианской жизни. Вместо двориков Дельфта появляются интерьеры амстердамских особняков.

Живописная манера Питера де Хоха тоже претерпевает определенную эволюцию. Художник сосредоточивает все свое внимание на передаче света и освещения, которые и воспринимает как выс^ шую реальность и средство выражения своих мыслей и чувств. Его по-прежнему занимает изображение темных интерьеров, контрастирующих с высветленными фигурами и пронизанными светом городскими окнами и проемами дверей. Питер де Хох как бы начинает осязать материальность света, изображая игру солнечных лучей на поверхности предметов, одежд, архитектурных деталей. Но при этом художник утрачивает целостность восприятия картины мира. Увлечение живописными экспериментами уже не может восполнить отсутствия поэтичности, отличающей картины дельфтского периода — те интерьеры и дворики Питера де Хоха, сохраняющие в себе поэзию и очарование размеренной провинциальной жизни, которая воспринимается как своеобразный идеал того времени.

А. САРАБЬЯНОВ

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта